Песах
Песах начинается 15 нисана и длится 8 дней. В 2011 году Пейсах начинается 18 апреля вечером и продлится до 26 апреля включительно.
Фараон не захотел отпускать на свободу многочисленных рабов-евреев, и в наказание за это Всевышним были посланы на Египет десять казней. Но только последняя из них – умерщвление всех египетских первенцев – заставила фараона отпустить еврейский народ на свободу. Чтобы от этой казни не пострадали еврейские первенцы, евреи должны были принести в жертвы ягненка и его кровью помазать косяки своих дверей. Песах – название этой жертвы. На иврите слово Песах связано с глаголом “пасах” – «прошел, миновал». В ночь, когда Всевышний поразил первенцев египтян, Он миновал дома сынов Израиля.
Законы праздника
Сам исход произошел очень быстро, так, что даже тесто, которое евреи взяли с собой, не успело скваситься, поэтому и заповедано есть мацу – пресный хлеб – и, с другой стороны, запрещено есть квасное, которое называется хамец.
Хамец – это любая пища или напиток, полученная в результате заквашивания пшеницы, ржи, ячменя, овса или перловки, и любой комбинации этих пяти злаков. Например это хлеб, булочки, пирожные, водка, виски, пиво, макароны, детские смеси, каши и многое другое.
Хамец не только запрещен в пищу, им запрещено даже владеть! Существует много способов избавиться от хамеца. Установлено специальное время для поисков хамеца, это вечер перед кануном праздника. Поиски совершают всей семьей при свете свечи, используя куриное перо для выметания крошек из щелей. Весь найденный хамец сжигают на следующее утро. От не найденного хамеца отказываются, произнося специальный текст отказа от хамеца.
Все запасы хамеца, которые жалко выбросить, и посуда, в которой его готовили или хранили, продаются на время праздника не еврею.
Такой строгий запрет хамеца объясняется тем, что он символизирует все самое плохое в человеке: эгоизм и гордыню, поднимаясь, он как бы заявляет о себе, возвышаясь над другими. В противоположность этому, маца символизирует готовность принять над собой Божественную волю.
Седер
Главное действие праздника – седер. Это особая трапеза, которая устраивается в первые два вечера праздника.
Эта трапеза проходит по установленному порядку, так, чтобы каждый из участников почувствовал, будто бы он сам вышел из Египта.
Еда на этой трапезе имеет символическое значение и как бы иллюстрирует собой повествование об Исходе.
На стол ставят вино, праздничные свечи, тарелку с мацой и блюдо для седера.
На блюдо для седера кладут марор (горькие травы), чтобы напомнить о горечи рабства. Затем идет харосет – смесь сладких фруктов и орехов. Если в эту смесь добавить вино, по виду она будет похожа на глину. Это напоминание о глине, из которой евреи-рабы делали кирпичи.
Вареное яйцо – символ жизнестойкости нашего народа: чем больше испытаний ему приходится преодолеть, тем он крепче. Кроме этого, яйцо считается символом скорби по разрушенному Иерусалимскому Храму.
Еще на стол ставят соленую воду. Она олицетворяет слезы, пролитые евреями в рабстве.
В соленую воду макают зелень – салат или сельдерей. Они напоминают об угнетении, т.к растут низко к земле. С другой стороны, свежая зелень – это символ возрождения: как трава, хоть ее и топчут, прорастает вновь и вновь, так и еврейский народ, несмотря на все испытания, множество раз возрождался заново.
На блюдо кладут куриное горлышко, обжаренное на огне. Оно напоминает о пасхальной жертве.
Во время седера нужно выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Каждый из бокалов означает шаг к избавлению.
И, конечно, главное место в трапезе занимает сам рассказ об Исходе.
Праздник этот связан с исходом евреев из Египта. События, которые привели к Исходу, таковы. Однажды в земле Израиля случился страшный голод, и евреи во главе с праотцем Яаковом переселились в Египет. Египетский фараон их принял очень любезно. Евреи процветали в Египте до тех пор, пока в стране не воцарился новый фараон. Он испугался многочисленности евреев и решил их поработить. Однако даже тяжёлая работа не смогла ослабить евреев. Тогда фараон повелел убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Однажды в одной еврейской семье родился мальчик Моше. Мать, сколько могла, скрывала его от египтян, но когда это стало невозможно, положила ребенка в корзину и оставила в зарослях тростника у реки. В это время дочь фараона отправилась купаться, нашла ребёнка и решила взять его к себе на воспитание. Моше вырос и в результате некоторых событий вынужден был бежать из Египта. Однажды он пас скот и дошел до Хорева, и увидел там куст, который горел, но не сгорал. В этом кусте Моше явился Б-г; Он повелел Моше отправиться к фараону и попросить его отпустить евреев из Египта. Моше был косноязычен, поэтому Б-г велел ему взять себе в помощники своего брата Аарона.