04_490.jpg
Натори — город на северо-востоке страны
Закрылись аэропорты. Остановились поезда. «Тойота» закрыла четыре завода (20-летние усилия по сведению торгового баланса в пользу экспорта пошли псу под хвост, считают эксперты), «Ниссан Моторс» — шесть, «Хонда» — два. Корпорация «Сони» остановила на севере страны шесть заводов.
Но главное — люди. К вечеру 11-го, когда готовился этот текст, говорили о трехстах погибших, большинство из них — в прибрежных районах северо-востока. Но уже очевидно, что пропавших — тысячи. Для сравнения: «великое землетрясение» 1 сентября 1923 года силой 7,9 балла привело к гибели свыше 140 тыс. человек в Токио и окрестностях.
04-2.jpg
На руинах аэропорта в Сендае: смешались в кучу самолеты и автомобили
Из микроблогов Бориса Булаха, родившегося, выросшего и работающего в Токио: «Первые толчки случились где-то в 14.56 по местному времени (06.56 по Москве). Трясло очень сильно: у нас в офисе открывались шкафы и падали компьютеры. Трясло около 15 минут, сколько точно — сказать трудно, время как будто остановилось…»
Катастрофа 11 марта была вызвана смещением тихоокеанской плиты под североамериканскую тектоническую плиту под морским дном в 120 км от восточного побережья Японии. Это спровоцировало землетрясение в 8 тыс. раз мощнее того, что разрушило в феврале новозеландский город Крайстчерч. В Токио 4 млн зданий пострадали, но не упали; сорвало шпиль с телебашни, но не саму башню.
В одну из таких гигантских воронок засосало корабль с людьми.
«Люди, переждав первую волну толчков, стали выбегать на улицы… Все собирались в парках и на открытых площадках — подальше от зданий. Потом начались повторные толчки. Людей все прибавлялось… Повсюду были слышны сирены скорых и пожарных машин. Полиция ходила, успокаивала всех, спрашивала, нет ли раненых. Метро и автобусы встали, все такси были забиты людьми, в городе моментально образовались пробки… Многие приезжают в Токио на работу, дорога домой может занимать час-полтора. Сейчас всем приходится идти домой пешком».
50 последних лет японцы готовились к дню Х, ни на йоту не отступая от норм повышенной сейсмоустойчивости — даже в малоэтажном строительстве, не говоря уже о небоскребах: это спасло жизни сотням тысяч людей — здания трясло, но они не рухнули. Япония — единственная страна в мире, где действует полностью автоматизированная общенациональная система предупреждения о природных катастрофах: 1000 сенсорных датчиков, улавливающих малейшие движения земной коры, размещены по периметру Японских островов. Кроме того, с 1952 года действует система оповещения о цунами: 300 высокочувствительных сейсмографов на суше, 8 — в море: они позволяют предупредить о возможном цунами за три минуты до того, как смертельная волна обрушится на головы людей. Три минуты — это жизнь. В случае угрозы все ТВ и радиостанции страны автоматически переключаются на канал экстренного оповещения населения. На поддержание системы оповещения японцы тратят ежегодно $20 млн. 50 лет в самых захолустных прибрежных поселках городского типа японцы насыпали дамбы, способные выдержать тысячи мегатонн воды. Но у разбушевавшейся стихии свой алгоритм: вначале мощное землетрясение и почти сразу вслед за ним 10-метровая волна — двойная нагрузка на человеческое упорство и интеллект. За этим — повторные толчки, самый сильный — 7,4 балла. Пока самый сильный. Последствия самого разрушительного землетрясения в своей новейшей истории Япония будет ощущать еще не один месяц.
«По ТВ сообщили, что от толчков вышла из строя часть сейсмографической техники, теперь будет сложнее заранее предсказывать толчки, хотя будут продолжать выпускать предупреждения по ТВ и радио. Сегодня нас предупреждают за 10–15 секунд до толчков».
Сразу же после первых толчков правительство Японии приняло решение об остановке АЭС и создании штаба по чрезвычайным ситуациям на атомных станциях. Не зря. В турбинном зале на АЭС «Онагава» начался пожар — его быстро погасили пожарные подразделения Сил самообороны. На АЭС в Фукусиме, в 270 км к северо-востоку от Токио, вышла из строя система охлаждения. Обе нештатные ситуации правительство тут же сделало достоянием гласности.
«Пока писал это предложение, опять начало трясти. И так — по нескольку раз за час. Боюсь, так будет всю ночь, всю субботу и еще не пойми сколько…»
В префектурах Мияги и Тиба, а также в некоторых районах Токио в первые часы после катастрофы вырубилась сотовая связь — и тогда десятки тысяч японцев, высыпав из зданий, стали микроблогерами, посылая в социальные сети сообщения со своих мобильных телефонов, которые тут же ретвиттились по всему миру. Это помогло спасательным командам в рациональном распределении сил и средств.
«Только что сообщили: в районе Сендая на побережье Варахама обнаружено 200–300 тел погибших от цунами. Сегодня впервые в жизни ощутил животный страх, отчаяние».
Что теперь? Практически все, что оказалось на пути цунами, теперь должно быть заменено, говорят эксперты, включая хайвеи и железные дороги. В какую сумму это обойдется — пока не знает никто. Ликвидация последствий землетрясения в Кобе в 1995 году обошлась в $100 млрд. Учитывая, что внешний долг Японии составляет 200% ее ВВП, это серьезный удар по экономике страны.
Так волны-цунами шли из Японии по всему Тихоокеанскому региону: на компьютерной схеме Национальной службы по наблюдениям за океаном и атмосферой указано «время в пути»
Японцы люди грамотные. Они подсчитают раны, почтут память всех погибших, пустив по рекам разноцветные фонарики, должным образом восстановят разрушенное, снесенное, напрочь смытое. 27 марта зацветет сакура.
Из микроблога Ксении, российской стажерки в Токио: «Паники на улицах не было. По сравнению с телекадрами с севера острова Хонсю в Токио, можно сказать, все в порядке».  Источник:  Newtimes.ru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*