Недавняя публикация на сайте WikiLeaks материалов о войне в Ираке заставила многих израильтян вновь задуматься над вопросом: стала ли наша страна жертвой “двойных стандартов”? Похоже, что международное сообщество по-прежнему подходит к проблеме защиты прав человека по-разному.

Ключевой вопрос: почему Израиль стал объектом столь суровой международной критики после операции “Литой свинец”, пиком которой оказался пресловутый отчет Голдстоуна, а война в Ираке, жертвами которой стали уже 150 тыс. человек, до сих пор не привела к аналогичному разбору ситуации в ООН?

Прежде всего важно заметить, что три крупнейших в мире правозащитных организаций – Human Rights Watch, Amnesty International и Международный комитет Красного Креста – поныне не обладают статистическими данными о количестве погибших в Ираке, как среди боевиков, так и среди гражданского населения, чтобы установить пропорцию, в каком секторе потери оказались больше. Автор этих строк связался со всеми тремя организациями и убедился в том, что ни одна из них не обладает соответствующими данными. Однако у всех у них есть статистика по операции “Литой свинец” в Газе.

Один из экспертов, который работает в отделе, наблюдающем за событиями в Ираке, сказал, что, насколько ему известно, никто не собирал статистические сведения об этой стране. “Было бы трудно сделать это, – добавил он, – особенно с учетом того, что нет четкого определения, кто такие боевики. У иракцев одно определение, у американцев другое”.

Такой различный подход – не новость. С подобным явлением приходилось столкнуться и всем тем, кто расследовал ход операции “Литой свинец”. Например, ЦАХАЛ заявил о гибели 264 палестинских полицейских, при этом, по мнению израильских специалистов, полицейские должны были быть отнесены к категории “боевиков”, поскольку неоднократно направляли оружие против солдат ЦАХАЛа. Палестинцы не признают такого определения и предлагают считать полицейских “мирными гражданами”. Именно этот сугубо палестинский подход и принял Голдстоун при подготовке своего отчета.

Газета The New York Times в статье, напечатанной после публикации на WikiLeaks, процитировала выводы Красного Креста, согласно которым в ХХ веке на каждого убитого боевика приходилось десять погибших мирных граждан.

Единственная организация, которая заявила о том, что действительно обладает статистикой в отношении убитых мирных жителей и боевиков – это Iraq Body Count (IBC), базирующаяся в Великобритании правозащитная организация, которая с 2003 года ведет подсчеты, сколько мирных граждан погибло в Ираке с начала вторжения армий союзников. По их сведениям, 150 тыс. человек были убиты, более 80% из них – мирные граждане. Согласно основателю IBC Джону Слободе, американцы и представители союзнических войск уничтожили, по крайней мере, 22668 боевиков и 13807 гражданских лиц. Остальные погибли в результате террористических атак, вылазок бандформирований и так далее.

В итоге, по данным Слободы, на каждого погибшего мирного жителя приходятся два убитых боевика. Таким образом, соотношение определяется как один к двум. Количество людей, погибших в ходе операции “Литой свинец” поныне дискутируется сторонами. Израиль заявляет, что было убито 1166 человек, из них 709 боевиков. Но многие эксперты в Израиле и за его пределами не соглашаются с этими данными. Так, например, “Бецелем”, израильский информационный центр по правам человека на “оккупированных территориях”, заявляет, что во время операции были убиты 1390 палестинцев, из них только 349 боевиков, 248 полицейских и 32 человека, в отношении которых так и не удалось установить, к каким организациям они принадлежали. Два человека стали объектами точечной ликвидации – хамасовский клерикал Ницан Райан и Саид Сиам, министр внутренних дел ХАМАСа.

Если объединить все сведения воедино, то выходит, что во время операции “Литой свинец” среди жертв оказалось 60% мирных жителей. Таким образом, получается, что эти сведения не особенно отличаются от той пропорции, которую вывел Iraq Body Count в отношении войны в Ираке.
Стоит заметить, что операция “Литой свинец” была произведена по прошествии года, в течение которого ЦАХАЛу удавалось резко снизить число смертей среди гражданского населения (1:30). Это было невероятным достижением, особенно с учетом того факта, что в 2002 году на каждого убитого террориста приходился один мирный житель.

Частично израильское достижение объясняется совершенствованием боевых систем, введением так называемых умных бомб, которые достаточно велики по размеру, чтобы поразить цель, но одновременно достаточно малы, чтобы минимизировать вред, причиняемый сопутствующими взрыву разрушениями.

Кроме того, на сей раз Израиль увеличил в беспрецедентном порядке число предупреждений мирных граждан о готовящихся бомбардировках с просьбой покинуть опасную территорию, в том числе, если мирные граждане в последний момент все-таки появлялись в зоне планируемого ракетного обстрела.

В общей сложности, ЦАХАЛ сбросил на Газу около 5000 ракет, около 81% бомб – были “умные”. Такого еще не было в современной военной истории. Для сравнения: в 2003 году во время иракской кампании коалиционные силы использовали 68% “умных” бомб. Во время войны в Косове показатель был еще ниже – 35%.   Jerusalem Post

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*