Или играли ли евреи в футбол? Еще как играли, и играют!
В моей памяти сохранились футбольные встречи еврейских команд довоенных лет: “Маккаби”, “Хакоах” – Вильнюса, Пинска, Варшавы, Белостока, Риги, Будапешта, Вены…
Я, уважаемый читатель, не оговорился, вспоминая о существовании именно национальных еврейских футбольных команд.
Правда, помню, тогда увлеченность футболом комментировалось следующим образом : «Было у отца три сына, один умный, один средний, а третий – футболист». Действительно, самый главный и наиболее популярный из видов спорта на планете навряд-ли ассоциируется с евреями или еврейской культурой. Скорее, стереотип «правильного» еврея связан с таким интеллектуальным видом спорта, как шахматы
Тем не менее, даже человеку, далекому от футбола, наверное, тяжело сегодня оставаться в стороне от главного спортивного праздника года, что уж говорить про людей, одержимых футболом, каковых среди наших читателей, довольно много…
Итак, чемпионат мира по футболу 2010 вошел в завершающую фазу: выявились уже финалисты чемпионата мира 2010.
Наши читатели-болельщики не без горечи и тревоги, в который уже раз задают вопрос: а где же хваленая команда Израиля? Есть ли сегодня среди участников чемпионата мира евреи-футболисты?
Некоторые СМИ Израиля, пытаясь подсластить пилюлю, подчеркивают, что в некоторых командах чемпионата играют футболисты – легионеры израильских клубов. Вот такие пируэты-утешения они приводя в ответ на законные вопросы. Извините, не убедительно!
Футбол в Израиле
Сегодня футбол в Израиле – спорт № 1, но…
Сборная Израиля ранее выступала в АФК и даже выиграла Кубок Азии в 1964 году, однако затем её выступления бойкотировали в Азии ввиду усиления конфликта с арабскими государствами. С 1994 года Израиль является членом УЕФА и участвует в розыгрышах кубка УЕФА. Израиль лишь раз был участником чемпионатов мира — в 1970 году. Он был близок и к попаданию на чемпионат Европы по футболу 2000, но проиграл в стыковых матчах сборной Дании.
Одним из лучших футболистов Израиля считается Иосеф Шай Бенаюн.
Где же на карте современного футбола располагается Еврейское Государство?
К сожалению, место Израиля в мировом футболе все еще очень скромно.
К сожалению, у поколения Шпигеля и Шпиглера долго не было достойных преемников. С другой стороны, именно арабский бойкот привел к приему Израиля в Европейскую Футбольную Ассоциацию( УЕФА ) в начале 1990-ых, что сразу же привело к росту уровня местного футбола. Еще до приема в УЕФА в Израиле конца 1980-ых выросло целое поколение футболистов, весьма заметных в Европе. Это и Эли Охана, лидер бельгийского «Мехельна», выигравшего Кубок Кубков; и мощный нападающий «Ливерпуля» Рони Розенталь; и первый израильтянин в Италии , опорный хав «Брешии» Таль Банин; и умнейший и элегантный плеймейкер полудесятка английских клубов Эяль Беркович; и виртуозный, но не очень стабильный вратарь «Глазго Рейннджерс» Бони Гинцбург. К сожалению, это поколение в отсутствии сильного тренера так ничего и не добилось на уровне национальной сборной.
Новое поколение – конца 1990 – начало 2000 тоже было очень перспективное. К нему надо отнести одного из заметнейших игроков испанской лиги, плеймейкер испанской «Селты» Хаима Ревиво, и все еще играющего, нынешнего лидера сборной, воспитанника молодежной школы «Аякса» Йосси Бенаюна.
Бенаюн был игроком сборной Израиля младше 16 лет, которая в 1996 году заняла третье место на Чемпионате Европы среди юношей этой возрастной категории. Его дебют в первой команде страны состоялся в ноябре 1998 в матче против Португалии. В течение отборочной кампании к Чемпионату мира 2006 года Бенаюн стал одним из лидеров своей сборной. Сначала в домашнем матче против Кипра он сравнял счёт (матч закончился победой израильтян), потом дважды отличился в матче против Швейцарии, а затем отдал голевую передачу, которая помогла его команде победить.
Но и это поколение не добилось значительных успехов. Больше всего сборную Израиля подводили плохая физическая подготовка и отсутствие настоящего боевого духа. Слишком часто израильтянам банально «не хватало дыхалки» на последние 15 минут игры. Слишком много решающих мячей было пропущено именно на последних минутах.
Надо сказать, что в этой области у Израиля наметились заметные положительные сдвиги. Вспоминаю, на предпоследней отборочной кампании на Мундиаль сборная показала себя волевой и грамотной командой. Израиль не проиграл ни разу за весь отборочный цикл (ни будущим финалистам Мундиаля французам, ни мощным швейцарцам, ни упорным ирландцам), уступив место на Мундиале Швейцарии лишь по разности мячей. И на последнем Мундиале команда выступила, сравнительно, неплохо.
Хочу надеяться, что и израильских футболистов мы скоро сможем лицезреть на крупнейших мировых футбольных форумах.
…Большинство достижений евреев в спорте, и по сей день принадлежат евреям диаспоры. На долю Израиля выпадает лишь мизер. Этот относится и к футболу, хотя, как я уже отметил, он в стране – спорт № 1.
Команда “Хакоах” – продукт сионистской доктрины о “мускулистом еврее“.
Судя по тем свидетельствам, которыми располагаю, на протяжении короткого периода времени футболисты-евреи составляли одну из лучших команд на планете. Имею в виду команду “Хакоах” (Сила). Я уже как-то в своих публикациях упоминал об этой уникальной еврейской футбольной команде. Но, сегодня, в разгар финальной части чемпионата мира по футболу считаю уместным напомнить, что и “мы были когда-то рысаками…”.
По приезду в США, мне посчастливилось познакомиться с одним человеком, который еще до войны играл в этой команде. Я тогда у него наспех кое-что узнал и даже видел фотографии этой команды. Сегодня в Нью-Йорке живет игрок послевоенного “Хакоаха”- известная личность в мире строительного бизнеса, специализирующийся по изготовлению крыш для высотных зданий. Вот он мне довольно подробно поведал об этой футбольной команде – еврейского чуда.
Сегодня идея профессионального еврейского футбольного клуба представляется странной только потому, что лишь немногие еврейские футбольные клубы пережили Гитлера. Но в 1920-е годы они существовали по всей Европе — в Будапеште, Берлине, Праге, Инсбруке, Линце.
Еврейские команды исповедовали не венгерский, австрийский или немецкий национализм, а сионизм. Задолго до того как Адольф Эйхман заставил евреев нашивать на одежду шестиконечные желтые звезды, некоторые из этих команд одевали своих игроков в сине-белую форму (цвета Израиля) со звездой Давида на футболках. Их названия на иврите — «Хагибор» («Герой»), «Бар Кохба» (вождь восстания иудеев против римлян во II веке н.э.), «Хакоах» («Сила») — носили недвусмысленный националистический оттенок.
Эти клубы являлись продуктами политической доктрины. Представители еврейской элиты были убеждены в том, что спорт вообще и футбол в частности защитят их от проявлений антисемитизма. Полемист Макс Нордау, один из отцов-основателей сионизма, разработал политическую доктрину «Muskeljuden-tum» («мускульный иудаизм»). Он утверждал, что жертвы антисемитизма страдают от болезни, называемой им «Judendot» («еврейское горе»). По его мнению, жизнь в грязных гетто делала евреев слабыми и нервными. «На узких улицах гетто, — писал Нордау, — мы разучились ходить бодрой походкой; в погруженных во мрак домах, куда не проникают солнечные лучи, мы привыкли нервно моргать; из-за постоянного страха преследований мы стали говорить тревожным шепотом». Для того чтобы противостоять антисемитизму и искоренить «Judendot», евреям нужно было просто возродить физическую культуру. Им нужно было стать сильными. Нордау прописывал «мускульный иудаизм» в качестве лекарства от «еврейского горя». Он писал: «Мы хотим сделать слабое тело еврея здоровым, могучим и подвижным». В своих статьях и лекциях он призывал вкладывать средства в гимнастические залы и спортивные площадки, ибо спорт «укрепляет тело и дух».
«Мускульный иудаизм» отнюдь не был плодом досужей фантазии. Лидеры еврейских общин Центральной Европы услышали призывы Нордау. Из 52 олимпийских медалей, полученных Австрией в период между 1896 и 1936 годами, евреи завоевали 18 — и эта пропорция в 11 раз превышает их долю в населении страны. Наряду с успехами в индивидуальных видах спорта, особенно в фехтовании и плавании, евреи добились большого прогресса и в футболе. В 1910—1920-х годах евреи составляли значительную часть национальных футбольных сборных Венгрии, Австрии, Латвии и других стран.
…В 1909 году в Вене, на основе принципов Макса Нордау, одним из сподвижников Теодора Герцеля – Давидом Вольфсоном, был создан атлетический клуб «Хакоах». В переводе с иврита это название означает «сила», и тем самым подчеркивалась цель клуба: демонстрация силы. Предполагалось, что клуб сломает привычные стереотипы, но в одном важном аспекте он остался верен им. Раньше любого другого футбольного клуба в мире «Хакоах» вступил в рыночные отношения. Он платил своим игрокам, и платил хорошо — примерно в три раза больше средней зарплаты рабочего. Это высокое вознаграждение в сочетании с идеологической миссией позволило «Хакоах» привлечь в свой состав звезд австро-венгерского футбола. В то время как в клуб принимались только игроки-евреи, тренировали их представители других национальностей, включая англичан, которые привнесли в стратегию игры новейшие разработки.
Концепция «Хакоах» таила в себе определенную опасность. У венских антисемитов, в принципе, не было поводов оскорблять евреев или устраивать с ними потасовки. «Хакоах» давал им прекрасный предлог. Болельщики команд-соперников обычно кричали с трибун его игрокам: «Drecskjude» («грязные евреи») и «Judensau» («еврейские свиньи»). Для защиты игроков «Хакоах» пользовался услугами телохранителей из борцовских и боксерских секций, которые также входили в состав клуба. Самым знаменитыми из них были герои моей книги, чемпионы Олимпийских игр борцы Мики Гершель и Кароли Карпати..На базе группы этих борцов-олимпийцев возникло постоянное формирование — нечто вроде службы безопасности общины, сотрудники которой стояли возле синагог, бросая красноречивые взгляды на потенциальных погромщиков.
Газетные статьи того периода вовсе не создают впечатления, что еврейская команда обладала какими-то особыми талантами. Но в них, тем не менее, встречаются упоминания об энтузиазме ее болельщиков и твердости духа ее игроков. Эти качества особенно ярко проявились в самый великий момент истории «Хакоах». До конца сезона 1924/25 года оставалось три игры, и во время очередного матча игрок команды-соперника столкнулся с вратарем «Хакоах», уроженцем Венгрии Александром Фабианом, когда тот уже схватил мяч. Фабиан упал на руку и так сильно повредил ее, что не мог далее выполнять функции голкипера. Правила того времени исключали возможность замены, при каких бы то ни было обстоятельствах. Поэтому Фабиан — с забинтованной рукой на перевязи — поменялся местами с правым крайним нападающим. Спустя семь минут футболисты «Хакоах» предприняли контратаку. Эрно Шварц отдал пас Фабиану, и тот за девять минут до конца матча забил победный гол, который в итоге принес клубу титул чемпиона.
В определенном смысле «Хакоах» достиг того, к чему стремились его основатели. Представители еврейской элиты, прежде считавшие футбол уделом неотесанных рабочих парней, стали финансировать клуб в надежде на то, что уважение, которое он завоюет среди неевреев, распространится и на них. Ассимилированные евреи, не желавшие до этого признавать или афишировать свою национальную принадлежность, начали заполнять стадион «Хакоах» на 18000 мест во втором районе Вены. Они рассказывали друг другу историю о том, как один нееврей, желавший, чтобы «Хакоах» победил команду — конкурента клуба, за который он болел, кричал: «Вперед, господа евреи!» Американский дипломат Эдмунд Шлехтер, живший в юности в Вене, писал в своих мемуарах: «Каждая победа „Хакоах” становилась еще одним доказательством завершения эры неполноценности евреев в сфере физической деятельности».
Руководство «Хакоах» уже тогда применяло методы менеджмента, не устаревшие и по сей день. В межсезонье игроки клуба путешествовали по миру — подобно тому, как сегодня «Манчестер Юнайтед» укрепляет свой бренд, совершая коммерческие туры по Дальнему Востоку и Америке. Однако «Хакоах» не продавал футболки, а пропагандировал идеи сионизма. Готовясь к визитам, клуб высылал вперед агентов, которые рекламировали «мускульный иудаизм» и распространяли билеты в компаниях, где служили евреи. Они привлекали толпы любопытных, желавших посмотреть на это чудо. Например, в Нью-Йорке «Хакоах» собрал на стадионе «Поло Граунд» 46000 болельщиков. Литовские евреи ехали всю ночь на велосипедах, чтобы увидеть клуб. Такие поездки способствовали повышению уровня мастерства игроков «Хакоах». В матче с лондонской командой «Вест Хэм Юнайтед» они выиграли со счетом 5:1. Правда, некоторые вполне резонно указывают на то обстоятельство, что лондонцы, не принимая всерьез гастролирующих евреев, выставили против них в основном второй состав. Тем не менее, это большое достижение: до «Хакоах» ни одной команде с континента не удавалось победить английский клуб на английской земле — родине футбола.
Успех «Хакоах» имел самые неожиданные последствия. В 1925 году клуб посетил Нью-Йорк, где, на первый взгляд, отсутствовал свойственный Европе антисемитизм. Это произвело столь сильное впечатление на футболистов-евреев, что они начали эмигрировать за океан в массовом порядке. Лишившись в течение года девяти лучших игроков, менеджеры «Хакоах» всеми силами пытались возродить клуб, но их старания были напрасны. Остаток своей короткой жизни он, отчаянно сражаясь, постепенно опускался на дно высшего дивизиона австрийского футбола, пока в конце концов не вылетел из него. А позже его игрокам пришлось бороться за свою жизнь. В 1938 году, после присоединения Австрии к гитлеровской Германии, «Хакоах» закрыли, результаты всех его матчей аннулировали, а его стадион передали нацистской команде.
Футбол в диаспоре
В Лондоне, в районе Стэмфорд, прилегающем к стадиону «Тоттенхэм», живут евреи-хасиды. Это иудеи-ортодоксы, не желающие ассимилироваться. Они дают хороший повод противникам «Тоттенхэма» для злословия в их адрес. Болельщики почти всех клубов третируют его за соседство с евреями, но наиболее непримиримые из них — поклонники «Челси», команды с противоположного конца города. Хотя в рядах последних ничуть не меньше евреев, чем среди болельщиков «Тоттенхэма», они распевают песни такого содержания: «Гитлер снова собирается травить их газом, мы не можем остановить их, жидов из „Тоттенхэма”» или «Отравите газом еврея, еврея, еврея, посадите его в печь, поджарьте его».
Поначалу болельщики «Тоттенхэма» либо игнорировали подобные выпады, либо отвечали на них своими собственными. И то и другое помогало мало. Тогда они решили прибегнуть к классическому трюку и объявили оскорбительное прозвище почетным званием. Ключевой момент этой трансформации наступил во время выездной игры против «Манчестер Сити» в начале 1980-х. Противники «Тоттенхэма» пели различные оскорбительные песенки, касаясь отсутствия крайней плоти у евреев (не привожу дословно – не цензурное)..:
Игроки «Тоттенхэма», вместо того чтобы молча проглотить обиду, призвали своих сторонников-евреев демонстративно похвалиться этим “недостатком”. Этот ответ был настолько неожиданным и остроумным, что их оппонентам пришлось прикусить языки.
Наиболее активные болельщики «Тоттенхэма» назвали себя «Армией жидов» и приняли в качестве символа израильский флаг. В результате еврейская идентичность «Тоттенхэма» быстро распространилась и на обычных поклонников, став элементом культуры клуба.
Мало кто знает, но «красно-белые» из Амстердама, голландский футбольный клуб «Аякс» появился именно благодаря еврейской общине этого города. Да-да, тот самый «Аякс», который называют главной кузницей футбольных кадров Европы.
Поклонники «Аякса» из Амстердама украшали трибуны израильскими флагами.. В отличие от «Тоттенхэма», чьи официальные представители не способствуют пропаганде его еврейской идентичности, руководители «Аякса» сделали иудаизм частью морального кодекса своего клуба.
Его основателем был великий футболист и известный юдофил Йоханн Кройф. Весьма необычный предматчевый ритуал его клуба включал в себя раздачу кошерной колбасы и обмен шутками, намеренно пересыпанными фразами на идише. Перед каждой игрой футболист Яап ван Прааг обычно отпускал какую-нибудь еврейскую шуточку. Психотерапевт клуба — естественно, еврей — любил повторять: «Им нравится быть евреями, хотя они и не евреи». Посещая Израиль, где живут родственники его жены, Кройф носил ермолку с вышитым на ней номером 14, под которым когда-то выходил на поле.
Напомню, что в ту пору Голландия, как ни одна другая европейская страна, помогала Израилю и отстаивала интересы еврейского государства в ООН. Тогда же сразу несколько евреев были избраны мэрами голландских городов. Все эти шаги имели культурный контекст: голландцы начали открывать для себя историю сопротивления своих соотечественников нацистскому вторжению. Они стали регулярно отмечать годовщину массовой забастовки в феврале 1941 года, устроенной в знак протеста против нацистской оккупации, и бережно хранят память об Анне Франк и голландской семье, которая прятала эту еврейскую девочку на чердаке своего дома в Амстердаме.
Аргентинская еврейская община – одна из самых крупных мире, а в прошлом одна из финансово – и политически преуспевающих. Заселялась Аргентина евреями еще при бароне Гирше, который видел в Аргентине альтернативную Палестине Землю Обетованную. Аргентинские евреи являются большими патриотами своей страны, обладают одной из лучших в диаспоре систем еврейского образования, в большом количестве (около 70 тысяч) репатриировались и проживают в Израиле. Аргентинские евреи всех сословий любят футбол. Долгое время , тренером и капитаном команды был к Хуан Пабло. Он учился в еврейской школе и посещал Израиль по программе «Таглит». Дедушка Хуана Пабло прибыл в свое время в Аргентину из Одессы.
Роль Сори долгое время был абсолютным лидером команды. Карьера его складывалась непросто. Объявленный новой звездой в аргентинской молодежке, он нашел себя в испанской «Барселоне».
Считавшийся в свое время одним лучших плеймейкеров в мире и одним из многих несостоявшихся преемников Марадоны, 27-летний Хаим Аймар долгое время был лидером испанской «Валенсии», а Вальтер Самуэль был звездой миланского «Интера». За сборную Аргентины-чемпиона мира -1978 года играл Poберто Хаусман.
И, все-таки, самым известным из современных футболистов-евреев, безусловно, является бразилец Кака . Сразу надо сказать, что в Южной Америке в целом и среди южноамериканских евреев в частности отношение к футболу всегда было восторженным. Футбол в Южной Америке – настоящая религия в себе. Евреи всегда были частью футбольной жизни континента, не испытывая никаких комплексов европейского еврейства по этому поводу.
Бразилия, считавщаяся до последних игр этого чемпионата, главной футбольной страной в мире и, обладающая мощной 150-тысячной еврейской общиной, не могла не породить футбольных талантов. Но даже в Бразилии Кака – случай особый. 28-летний Рикардо Изаксон – так его зовут на самом деле, был признан лучшим футболистом Европы и ему вручили “Золотой мяч”.
За сборную Франции середины 80-ых играл защитник Роже Аяша ( марокканский еврей, выросший в Марселе ), вратарь Жоэля Батса.
В стране нашего Исхода известны были евреи-футболисты: Гальперин Ассир -“Динамо” Тбилиси, Голодец Адомас -“Динамо” Москва, Дубинский Эдуард – ЦСКА, Москва, Каневский Виктор – киевское “Динамо“, Разинский Борис – вратарь, чемпион олимпийских игр, Гершкович Михаил – “Локомотив”, Москва » Максим Левицкий – вратарь сборной Украины и московского “Спартака“, Геннадий Хасин и Михаил Радунский – игроки сборной Белоруссии, Давид Паис – московское “Торпедо” и многие другие. Пытливые исследователи футбола, наверняка, смогут расширить этот список.
И, все-таки, отмечу, что еврейскому футболу везло несколько меньше других видов спорта. Почему? Мне кажется, что это, прежде всего, связано с имиджем футбола как «спорта миллионов». Футбол всегда воспринимался и воспринимается в «хороших еврейских» европейских семьях как спорт дворовый, плебейский, грубый на грани мордобоя и анти-интеллектуальный. Ревущие многотысячные стадионы и хулиганские массовые потасовки характерны для футбола больше, чем для любого другого вида спорта. Евреи, которые декларативно или подспудно всегда воспринимали себя аристократией человечества, народом Избранным, должны были, казалось бы, просто по определению, чураться этого вида досуга.
Понятно, что человек, хоть немного понимающий футбол , найдет в нем и тактическую красоту комбинаций, и цирковую акробатику обращения с мячом, и командный дух, и столкновение различных национальных темпераментов, и азарт борьбы, краски, музыку и много других прекрасных компонентов. Но для этого надо любить футбол изначально.
Конечно, говорить о каких либо радужных перспективах израильского футбола или свершившихся достижениях еврейского футбола в диаспоре еще рано. В списке 100 великих футболистов века, составленного Международной Футбольной Ассоциацией ( ФИФА ) нет ни одного еврея, а Израиль занимает в мировом рейтинге только 49-ое место. Просто хочется думать и верить, что и в этой области евреям есть что сказать и показать человечеству.
…Когда мой знакомый еврей-ортодокс слышит об очередном провале израильского или еврейского спорта, он обычно приговаривает : «Ну и правильно, теперь у них больше времени будет для изучения Торы». Наверное, он по-своему прав. И все же, разве победы еврейских парней в спортивных битвах не способствует поднятию нашего духа и еврейской национальной гордости? Ох, как важно это сегодня!
Thanks for publishing the.