От всей души поздравляю российских евреев с замечательным праздником Суккот, или как его еще называют праздник кущей, уходящим своими корнями вглубь веков.
Слово сукко, от которого происходит название праздника, переводится на русский язык как “шалаш”. Во времена 40-летнего странствования по пустыне, когда Моисей вывел народ из Египта, евреи жили в шалашах. В память об этих событиях — об избавлении еврейского народа от египетского рабства и отмечается этот праздник.
Есть у праздника Суккот и другое значение — это праздник сбора плодов. Евреи в библейские времена занимались земледелием, и когда наступала пора сбора урожая, у крестьян не было времени, чтобы на ночлег возвращаться в свои деревни. Люди ночевали в шалашах, чтобы с утра, как можно раньше, вновь приняться за работу.
И по сей день мы празднуем Суккот в соответствии с заповедями, данными нам Вс-вышним. В Торе сказано: “В кущах живите семь дней… чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской”. Следуя этой заповеди, мы каждый год покидаем наш крепкий дом и перебираемся в ненадежный шаткий шалаш — сукко. Крыша сукко представляет собой настил из ветвей различных деревьев (например, здесь используется еловый лапник) и не может защитить нас от непогоды, так же как ее стены от холода и опасностей. Непрочность жилища напоминает нам о том, что никакой самый крепкий дом, самые толстые стены не сберегут нас так, как оберегает нас Всевышний; что наша уютные дома — не навсегда, а наша устроенная жизнь временна.
Помимо заповеди строить шалаши в дни Суккота в Торе также сказано: “Возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Г-сподом Б-гом вашим семь дней”. Речь идет об “Арбаа миним” — это четыре вида растений, соединенных вместе (этрог — цитрусовый плод, похожий на лимон, лулав — нераскрытая ветка финиковой пальмы, три ветки мирта и две — ивы). Букет из этих растений является обязательным атрибутом праздника, символизируя единство еврейского народа и напоминая нам, что Г-сподь милостив и дает нам все возможности для духовного совершенствования.
Праздничные трапезы во время Суккот ничем особенным не отличаются — все просто, без изысков. Так же, как и в Рош а-Шана (Новый год), произнося благословение, принято макать хлеб в мед, символизируя тем самым надежды на то, что грядущий год будет удачным и “сладким”.
Желаю всем счастья и долголетия, и пусть наступивший 5771 год будет для всех людей годом мира и благоденствия. Главный раввин России Адольф Шаевич