25.08.10, МОСКВА, АЕН (Рахель Левина) – Вчера в прямом эфире радиостанции “Эхо Москвы” прошла передача “Мы: Иудеи в России”, в которой президент Федерации еврейских общин России Александр Борода отвечал на вопросы ведущей Ольги Бычковой.
В начале передачи ведущая попросила президента ФЕОР назвать численность евреев в России и рассказать о процессах, влияющих на еврейское население в стране.
“Согласно переписи, численность еврейского населения около 270 тысяч, но мы считаем, что в России проживает до миллиона евреев”, – отметил А.Борода.
Он подчеркнул, что евреи, проживающие на территории России сейчас “это четвертое поколение, у которых очень мало представления о традиции, еврейской культуре, и они только сейчас начинают приближаться к своим корням.
В силу того, что нет сегодня каких-то других духовных ориентиров, кроме религиозных, они оказались чрезвычайно востребованы в общем вакууме отсутствия духовных ценностей, культуры… молодежь тянется к религии, к мусульманству, христианству, иудаизму в поисках и своих корней, и в поисках смысла жизни, и в поисках истины.
Люди приходят и хотят больше узнавать, хотят больше учиться, хотят учить язык, учить Тору, учить Талмуд, искать ответы на свои вопросы, которых за пределами культовых учреждений они не находят”.
Несмотря на эту тенденцию, президент ФЕОР подчеркнул, что в процентном соотношении ко всему еврейскому населению, верующих людей еще слишком мало:
“Может быть, где-то они заметны, где-то они активны, и их стало больше видно, но, тем не менее, мы четко понимаем, что это количество маленькое. Сравним, например, с дореволюционной российской империей.
Если в каком-то местечке с населением в 5 000 человек, тогда было 20 синагог, то сейчас во всей Москве 6 синагог, и я не могу сказать, что они заполнены.
Понимая, что люди по-настоящему далеки от религии, от традиции, мы стараемся строить не классические синагоги, а культурные, общинные центры, где кроме молельного зала есть досуговый центр, есть образовательный и спортивный комплекс, куда приходит молодежь в поисках интересного для себя занятия. И постепенно приближается к своим корням”.
“Примером и первым таким центром был общинный центр в Марьиной роще, в котором, кроме синагоги, есть спортзал, тренажерный зал, ресторан, классы для занятий, интернет классы, библиотека.
Это смесь синагоги с домом культуры, с дворцом пионеров, с досуговым центром. И я должен сказать, что это очень успешное начинание.
В это здание ежедневно приходят, не в праздник, а в будний день, в рабочий день, около 2 000 человек. И каждый находит себе то, что ему интересно. Есть изучение языков, иврита, идиша, и других. Немецкого, английского, по уровням. Есть компьютерные занятия. В работе общинных центров одинаково активны как молодые, так и пожилые люди”.
При этом, подчеркнул А.Борода, религия не уходит на второй план:
“Просто не может человек, который ничего не знает о кашруте, завтра полностью его соблюдать. Он не понимает, зачем ему это надо. Это масса ограничений. И зачем ему это нужно.
Ему необходимо осознать, зачем ему эти лишения. Вот когда это перестанет быть для него лишением, а станет частью духовного смысла жизни, тогда он будет полноценным иудеем, но это приходит поэтапно”.
На вопрос Ольги Бычковой об источнике финансирования строительства общинных центров, А. Борода ответил, что все центры строятся исключительно на частные пожертвования, из которых 80% – от российских бизнесменов.
По мнению президента ФЕОР основной целью руководимой им организации является борьба с ассимиляцией всеми возможными способами.
Большое количество поставленных вопросов были связаны с темой антисемитизма. На эти вопросы А. Борода ответил:
“Антисемитизм имеет несколько ликов. Антисемитизм в Советском Союз и сегодняшний антисемитизм – это разные типы.
В Советском Союзе был, я считаю, очень сильный государственный антисемитизм, и был бытовой антисемитизм, как наследие, мне кажется, дореволюционного церковного антисемитизма, и таких вот черносотенных настроений дореволюционных.
В Советском Союзе, конечно, не могло быть никаких националистических групп. Не существовало кроме государства никаких других организаций националистического или антисемитского толка. Государство эту нишу восполняло с лихвой.
Сегодня, на уровне федеральной власти, нет антисемитизма. Никакого. Наоборот, нам помогают на уровне президента России, премьер-министра России, администрации президента, правительства.
На федеральном уровне мы, наоборот, находим понимание, поддержку, тут не просто грех жаловаться, а мы должны сказать большое, больше спасибо за то, что они делают.
На региональном же уровне антисемитизма достаточно. Это на уровне региональных чиновников, региональных губернаторов. Есть регионы, где у них такое понимание.
Такое, знаете, националистическое, местечковое понимание, что здесь евреям не место. Они не могут этого сказать публично, но считают так, и руководствуются этими принципами”.
На вопрос боится ли он антисемитов лично, А. Борода ответил: “Мне кажется, не боятся только дураки. Безусловно, сумасшедшего, пьяного, того, кто находится под действием наркотиков, или идеологизированного бритоголового, конечно боимся.
Это большая проблема у государства. Наличие вот этих групп экстремистской молодежи, которые настроены агрессивно против всех представителей не русских национальностей.
На самом деле я считаю, что они приносят вред русскому народу, вредят русской культуре. Мне кажется, с ними должны бороться сами русские организации, которые хотят пропагандировать русскую культуру, русские традиции”.
Затем разговор коснулся вопросов благотворительности, и А.Борода рассказал о некоторых программах ФЕОР в этой сфере:
“У нас есть благотворительные центры, которые занимаются раздачей пищи. В первую очередь. В них есть благотворительные столовые, в которых работают волонтеры. Они берут с собой обеды и развозят по домам. Есть машины, которые каждый день привозят горячие обеды нуждающимся.
Есть досуговый центр, что не менее важно, чем еда. Люди хотят общаться,вместе отмечать праздники, дни рождения.
Я хочу рассказать об одном виде благотворительности, который, я считаю, что самый популярный у нас, и который, мне кажется, что это могли бы использовать другие благотворительные организации.
Я упомянул в начале нашей беседы,что наша база данных содержит 50 000 семей. Мы им присылаем письма, газеты, информационные бюллетени. И у нас есть база дней рождений.
На день рождения высылается открытка – поздравление главного раввина, и к ней приложено письмо, где мы объясняем, что такое день рождения, насколько этот день важен. Что в этот день принято делать.
И там же открыточка из нашего ресторана при общинном центре, что мы приглашаем отметить день рождения в нашем общинном центре. Вам исполнилось, например, 75 лет. Ваша скидка равна 75%. Т.е. количество лет соответствует процентам скидки.
Пожилым людям хочется быть полноценными членами общества. Им хочется провести день рождения в ресторане. С музыкой. Пригласить своих детей, и не просить у них деньги.
Я считаю эту благотворительную акцию очень полезной. Потому, что сохранить достоинство людей, не менее важно, чем оказание материальной помощи”.
В заключение передачи Александр Борода отметил, что сейчас иудеям несоизмеримо легче сохранять и поддерживать национальную самоидентификацию, чем в годы существования СССР.