89-летний Ицхак Навон, пятый президент Израиля (1978-1983 годы), поведал порталу IzRus о сложных отношениях Еврейского государства и СССР, о павшем на США выборе, и о том, какими словами ругал Сталина Давид Бен-Гурион.
Одним из гостей фестиваля “Лимуд”, который проходил 21-23 июля в Иерусалиме, был 89-летний Ицхак Навон, пятый президент Израиля (1978-1983 гг.). В беседе с порталом IzRus он рассказал интересные истории о сложных отношениях Израиля с Советским Союзом.
“На заседаниях правительства премьер-министр Давид Бен-Гурион иногда переходил с иврита на русский и говорил министрам: “Утро вечера мудренее”, – мол, обсудим это завтра. А на чьи-то просьбы он мог также по-русски ответить – “сколько угодно!”, – вспоминает Ицхак Навон. В 1952-1963 годах он возглавлял канцелярию главы правительства Давида Бен-Гуриона, и был в курсе практически всего, что происходило за кулисами израильской политики.
Навон – сефардский еврей, уроженец Иерусалима, но, как и вся политическая элита молодого Израиля, был социалистом. В 1940-х годах он работал школьным учителем, и во время Второй Мировой войны внимательно следил за боями на Восточном фронте. “В те годы водители такси назвали свою станцию Сталинград – в честь решающей битвы на Волге. Я помню, как мы в молодости искали на карте советские города, радуясь новостям о продвижении Красной Армии. Особенно трудно было запомнить и выговорить название Днепропетровска”, – смеется он.
Экс-президент рассказал, какой мучительный выбор между США и СССР пришлось делать Бен-Гуриону в первые годы после создания Израиля. Несмотря на симпатии к социализму, первый глава Еврейского государства считал советский строй “рабским режимом”, а Сталина вообще называл “грузинским хамом и мясником”. Антисемитское “дело врачей” 1953 года стало знаковым – именно тогда Бен-Гурион решил полностью переориентироваться на США и Западный мир. “В итоге победил курс на демократию”, – отметил Навон. Izrus.co.il