В последние 200 лет в Европе и США именно евреи всегда оказываются в первых рядах — не только физиков, биржевых спекулянтов, адвокатов, эстрадных певцов и т. д., но и в первых рядах политической оппозиции. Преимущественно либерального толка.

Сколько еврейский народ перенес из-за этого — измерить невозможно. Понятие «коллективной вины», по мере ослабления религии, плавно перекочевало с вины за «распятие Христа» на вину за политическую активность. Ясно, что «политикой» среди евреев занимались 1–2 %, но «коллективная вина» распространялась на остальные 99–98 %.

От погромов и газовых камер до теорий «малого народа», которые свели с ума академиков Солженицына и Шафаревича, — все это считалось расплатой за деятельность активного еврейского меньшинства.

Но если «раньше», то есть еще лет 30-40 назад в этой политической активности был хоть какой-то смысл собственно для евреев, то сейчас и того нет. Дело в том, что либеральная оппозиция всегда и везде отстаивала прежде всего права человека, боролась с национальными ограничениями. Те или иные формы еврейской дискриминации существовали во всех европейских странах (прежде всего, понятно, в СССР и странах Восточной Европы), да и в США тоже до 1960-х годов. Так что, борясь за общечеловеческие права, еврейская либеральная интеллигенция боролась и за себя (а значит, и за всех евреев). Неважно, сознательно ли они считали, что своя рубашка ближе к телу, или просто «так получалось», но какой-то «свой интерес» в такой политической деятельности был.

Однако проблема собственно еврейской дискриминации повсеместно — даже в СССР-СНГ — закончилась лет 20-30 назад. Если не считать арабские страны (где, правда, практически нет евреев), то ничего подобного больше нет ни на государственном, ни на легитимно-об­щест­вен­ном уровне ни в одном государстве мира. Разумеется, маргиналы остались где угодно — но с этим уж ничего не поделаешь, на то и свобода. В общем наступило «окончательное решение» еврейского вопроса в форме всеобщей политкорректности. (Кстати, параллельно и в ускоряющемся темпе идет и ассимиляция, то есть еврейский вопрос «окончательно решается» и с другого конца, так сказать, но это уже другая тема.)

И теперь уж если еврейская либеральная интеллигенция занимается политической активностью, то это делается без всякого «национального эгоизма» — истинно «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены». Больше того, в своих политкорректных порывах еврейские интеллектуалы со всей своей страстью все чаще обрушиваются уже на Израиль за несоблюдение прав человеко-шахида (причем, я говорю именно про интеллектуалов, не про типов вроде какого-то «Исраэля Шамира» и т. п.). Или — если они все же не ругают Израиль — их осыпают бранью за «двойные стандарты», дескать, разрешают Израилю то, что не прощают другим странам…

Такова немного затянувшаяся присказка.

Теперь — сказка.

В России сегодня, как и 100, как и 40–30 лет назад, значительное число политических оппонентов режима из либерального лагеря составляют евреи. По моим прикидкам, под обращением «Путина в отставку» — порядка 10–15 % еврейских фамилий. Но если в царской России или СССР они боролись в том числе (и прежде всего) против еврейской дискриминации, то теперь тема отпала. Самые злые мои коллеги, в чем в чем, а в антисемитизме никак не могут упрекнуть Путина—Медведева.

Но хотя никаких «специально еврейских» целей у оппозиции нет и быть не может, среди либеральных оппозиционеров традиционно много «граждан еврейской национальности». Разумеется, эти несколько десятков человек не могут и ни в какой мере не стремятся «представлять евреев». Конкретные оппозиционные движения и их лидеры имеют «среди евреев» не большую поддержку, чем среди населения в целом. Но более нервная и беспокойная, стремительно вымывающаяся «еврейская интеллигенция» (при всей условности этого слова сегодня) составляет по-преж­не­му питательную среду для «прозападных оппозиционных настроений». Все более тощую питательную среду…

В принципе, их претензии к власти те же, что и у более широких слоев общества, — взятки, застой, нарастающая отсталость страны и т. д. Может быть, в еврейско-ин­тел­ли­гент­ской среде все эти слова говорятся несколько острее, злее, чем в других слоях общества, — что ж поделаешь, таков национальный темперамент и вечная убежденность в своем «праве на Истину»…

При этом надо сказать, что основная масса евреев или абсолютно аполитична, или же боится «великих потрясений» и, не питая никаких симпатий к действующей власти, боится, тем не менее, ее смены. Причина таких настроений вполне понятна.

Конечно, пушкинское: «правительство у нас единственный европеец» — было, очень мягко говоря, «преувеличением» уже тогда, тем более нелепо так говорить сегодня. Кем-кем, а «европейцем», тем более «единственным», наше правительство уж точно не является. Но верно и другое — оппозиция в России еще дальше от «либеральных ценностей», чем даже действующая власть.

Каспаров, Немцов и Ко постоянно объясняют, что их цель — свободные выборы, свободные СМИ и т. д. Но у российского демоса господа демократы катастрофически непопулярны. Конечно, они во всем винят власть, но если не могут на свои митинги собрать и 100 человек, — только ли во власти дело? Не от хорошей жизни движение «Солидарность» вынуждено все время так или иначе сотрудничать с «левой оппозицией». Между тем, эти «левые» в России, как правило, прямые сталинисты, антисемиты, американофобы и т. д., все их претензии к власти в области внешней политики состоят в том, что Кремль недостаточно энергично ругается с США, недостаточно поддерживает «братский народ Палестины», Иран и т. д. Конечно, с «либералами» их объединяет вечное «дружим против», но с точки зрения обычного современного человека, если это «лекарство», то лучше уж болезнь…

Власть плоха; левая оппозиция — еще хуже; либеральная оппозиция — просто миф… Каков же выход? «Не еврейское это дело — шашкой махать»?

Не знаю. Ответа «что делать» у меня нет. Но констатировать «все хороши» — могу.

«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №20 (485), 2010 г. http://www.e-slovo.ru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*