15 апреля лидер Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Рональд Лаудер направил президенту США Бараку Обаме официальное Обращение, касающееся современного состояния американо-израильских отношений. Обращение было опубликовано после серии обсуждений с руководством ведущих мировых еврейских структур, в частности, > Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК).
В Обращении президента ВЕК говорится:
«Уважаемый господин Президент!
Сегодня я пишу Вам как человек, гордый тем, что он Американец, и гордый тем, что — еврей.
Евреи во всем мире обеспокоены. Мы обеспокоены ядерными амбициями иранского режима, кичащегося своими человеконенавистническими намерениями в отношении Израиля. Мы обеспокоены тем, что еврейское государство подвергается изоляции и попыткам делегитимизации.
Сегодня, господин Президент, мы также обеспокоены драматическим ухудшением дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Израилем.
Ваша администрация расценивает как политическое оскорбление некоторые несвоевременные заявления представителей израильской строительной бюрократии. Этим дипломатическим промахом завершился четвертый из семи этапов процесса согласования строительных работ в Восточном Иерусалиме. Но ведь в любом случае, согласно любым возможным мирным договорам, дома, возведенные на еврейских территориях Иерусалима, считались бы частью Израиля.
Наше беспокойство переходит в тревогу при рассмотрении некоторых важных вопросов. Почему в риторике Вашей администрации по ближневосточному урегулированию именно Израиль обвиняется в отсутствии какого-либо продвижения в мирных переговорах? В конце концов, именно палестинцы, а не Израиль, отказываются вести переговоры!
Израиль пошел на беспрецедентные уступки. Он принял самый далекоидущий мораторий относительно поселений на Западном Берегу за всю свою историю. Израиль публично заявил о поддержке проекта двух государств. Палестинцы, напротив, по-прежнему отказываются признавать само право Израиля на > существование.
Первопричина конфликта всегда заключалась в отказе палестинцев признать Израиль как государство еврейского народа. Каждый американский президент, который пытался играть роль посредника в достижении мирного соглашения, рано или поздно сталкивался с непримиримостью палестинской стороны. В связи с этим напомним о неудаче президента Клинтона в 2000 году, когда его предложения по мирному урегулированию были резко отклонены палестинцами. Поселения не были ключевым вопросом тогда. Не являются они ключевым вопросом и теперь.
Некоторые палестинцы, бесспорно, испытывают враждебность по отношению к любому соглашению, признающему за Израилем статус национального очага еврейского народа. Некоторые из них используют любой предлог для отказа от переговоров. Жизненно необходимо умеренными методами не допустить действий, которые пошли бы на пользу палестинским сторонникам «жесткой линии».
Другой важный вопрос заключается в следующем: какова позиция американской администрации относительно государственных границ Израиля в финальном проекте соглашения? Неопределенность в этом вопросе вызвала волну слухов и беспокойства. Правда ли то, что Америка больше не поддерживает соглашение, которое обеспечивает безопасность границ Израиля? Неужели наметился новый курс, оставляющий Израиль с неопределенными границами, освобождающий дорогу для несанкционированных вторжений, подобно тому, как это было до 1967
года?
У палестинцев появляются серьезные мотивы использовать неопределенность границ как основу для одностороннего провозглашения независимости. Могут ли Соединенные Штаты избрать такой безрассудный вектор действий?
Каковы стратегические намерения Америки в Ближневосточном регионе? Желание Администрации США улучшить отношения с мусульманским миром хорошо известно.
Следует ли, в таком случае, воспринимать трения с Израилем как составляющую часть этой новой стратегии? Должно ли ухудшение отношений с Израилем способствовать улучшению отношений с исламским миром?
Если так, то это опасная игра. История дает ясный ответ: попустительство не срабатывает. Более того, оно может вызвать обратный эффект.
Даже в наименее воинственно настроенных государствах региона кипящий бульон ненависти к Израилю сдерживается тонкой корочкой умеренности. Стоит неверно истолковать сигналы или неправильно расценить заявления — и корочка прорвется, а неизбежный конфликт будет не так просто сдержать.
А как насчет самых опасных игроков в регионе? Не следует ли США по-прежнему фокусироваться на крупнейшей мировой угрозе? Эта угроза исходит, конечно, от ядерного Ирана.
Израиль — не только ближайший союзник Америки на Ближнем Востоке, еврейское государство наиболее последовательно поддерживает США в провозглашенном намерении не допустить получение Ираном ядерного оружия.
Господин Президент, мы признаем искренность Ваших намерений достичь стабильного мира. Вместе с тем, мы призываем Вас принять во внимание те опасения, которые сформулированы выше. Нашу великую страну и крошечный Израиль связывают базовые ценности свободы и демократии. Эти ценности были издавна выношены еврейским народом. С глубочайшим уважением к Вам, я полагаю, что настало время положить конец общественной враждебности к Израилю и противостоять реальным вызовам, стоящим перед всеми нами».