Поднимаясь по знаменитым ступеням Камондо в стамбульском районе Галата, я вдруг услышал — «Шалом!». Рассчитывая увидеть кого-то из израильских знакомых, обернулся и к своему удивлению наткнулся на улыбающегося из-под внушительных усов пожилого турка. «Шалом!» — повторил незнакомец и перешел на турецкий. В его бурной речи я не разобрал ничего кроме часто повторявшегося имени Камондо. Пришлось прибегнуть к помощи других прохожих, которые перевели мне основную мысль общительного старика: «Камондо, оплативший строительство ступеней, он из “ваших”, еврей». Последующая проверка подтвердила еврейскую версию: инициатором создания ступеней, ставших символом Галаты, действительно была еврейская семья филантропов Камондо. Но еще более, чем этот любопытный факт, меня поразило неуемное желание пожилого стамбульца непременно поделиться им с первым встречным представителем Земли Обетованной.
Наверное, это свидетельствует о положительном влиянии еврейской общины на единственный в мире город, стоящий на двух континентах. В Стамбуле живет примерно двадцать тысяч евреев, что немногим меньше, чем в конце XVII века, когда их было двадцать пять тысяч, но значительно меньше, чем в середине XVI-го, — тогда число еврейских жителей города достигало пятидесяти тысяч. Впрочем, среди 12 миллионов сегодняшних обитателей Стамбула — это капля в море.
Если верить официальным брошюрам, в самом большом городе Турции сохранилось более двадцати синагог (как ни странно, одна из них ашкеназская). Подтвердить официальную информацию собственным опытом не удалось — многие синагоги, очевидно, так удачно спрятаны среди жилых кварталов, что о них не знают даже местные жители. Зато три самых любопытных синагоги города — «Неве Шалом», «Ахрида» и «Янбол» — трудно не найти: турецкие власти носятся с ними, как с писаной торбой, дабы продемонстрировать «традиционную терпимость Турции». Величайшая ценность синагог «Ахрида» и «Янбол» в том, что они возникли еще до того как еврейская община Османской империи резко выросла в конце XV века за счет притока изгнанников из Испании. «Ахрида» обязана своим названием городу Охрид в современной Македонии — оттуда прибыли создатели синагоги. Говорят, именно в этой ней в старинном районе Балат молился лже-мессия Шабтай Цви. Синагога «Янбол», название которой выдает болгарское происхождение ее создателей, тоже находится в Балате, где на домах даже сейчас можно увидеть маген-давиды (шестиконечные звезды – прим. Sem40.ru), и возникла она еще раньше, во времена византийского Константинополя. Синагога «Неве Шалом» в Галате, неподалеку от известной генуэзской башни, — самая большая в Турции. Хоть эту синагогу иначе чем новострой не назовешь (построили ее всего 60 лет назад), за ней уже закрепился имидж символа еврейской общины Турции. «Неве Шалом» трижды была объектом террористических атак — в 1986-м, 1992-м и 2003 годах.
Судя по всему, евреи Стамбула ведут весьма вольготную жизнь со всеми традиционными атрибутами, свойственными и турецкой буржуазии: проживают в привилегированных районы Кузгунджук, Хайдарпаша и Кадикёй и отдыхают на Принцевых островах, где к их услугам тоже есть синагога. У стамбульских евреев есть и излюбленное место проведения семейных торжеств — роскошный Palace Kempinski на берегу Босфора. Когда-то он был одним из дворцов султана, и сегодня этот великолепный комплекс невозможно не заметить, совершая обычную для туриста водную экскурсию между европейской и азиатской частью Стамбула. Французский шеф гостиницы даже прошел специальное обучение правилам кашрута, так что будете в Стамбуле — смело заходите к нему на огонек Ариэль Бульштейн, booknik