Серия кровавых терактов в России вновь заставила весь мир заговорить о поиске более эффективных мер по борьбе с терроризмом. В Израиле, который пережил множество терактов, накопили неоценимый опыт по противодействую атакам террористов. Сегодня израильские специалисты в сфере безопасности сотрудничают с коллегами из многих стран. Комментируя последние события в Москве и Кизляре, они не ограничиваются только советами, но и предлагают России конкретную помощь в борьбе с террором.
В одном из израильских центров постоянно проводят подготовку иностранных специалистов в области безопасности. Офицеры приезжают сюда из 60-ти стран мира. Россияне здесь желанные, но редкие гости.
“Индусы после событий в Мумбаи обратились к нам за помощью. Сейчас в их стране работают израильские специалисты. Область совместных действий я разглашать не могу, но первые результаты уже есть. России предложил помощь премьер-министр Биньямин Нетаниягу. Захотят – примут. Впрочем, частные лица ко мне уже обратились за консультациями, но без государственной поддержки сделать это будет очень сложно”, – рассказывает в интервью телеканалу RTVi Дани Ятом, возглавлявший “Мосад” в 1996-98 годах.
Дани Ятом отмечает, что борьба с террором начинается с разведки, серьезной агентурной работы, с установления постоянной слежки как за рядовыми боевиками, так и за их командирами. “Они должны ощущать постоянное присутствие спецслужб. Знать, что каждое их действие повлечет серьезную реакцию. Девять из десяти террористов мы задерживаем еще до того, как они выходят “на дело”. Оставшегося – должны нейтрализовать охранники, вооруженные самыми современными технологиями. Но это уже крайний случай. Если “шахид” со взрывчаткой проник в центр города, это считается недоработкой спецслужб”, – подчеркивает бывший глава “Мосада”.
Главный вопрос, который задают сейчас специалисты по безопасности: почему в России, не обделенной внутренними и внешними врагами и уже имеющей печальный опыт терактов в Кизляре, Буйнаксе, Буденовске, Беслане да и в самой Москве, до сих пор столь слабо охранялись стратегические объекты, в том числе, станции метрополитена, на которых досмотр пассажиров был усилен уже постфактум.
“Существует много способов противодействовать террористам: камеры наружного наблюдения помогут установить личности террористов и тех, кто их сопровождал. Но там должна была быть охрана, а ее не было. Отсутствовала также служба безопасности. Стоят такие меры безопасности недешево, но жизнь людей – дороже”, – говорит Дани Ятом.
В Израиле охрана объектов это отдельная отрасль народного хозяйства с оборотом превышающим 2,5 миллиарда долларов в год. Она включает в себя комплекс законов и регулирующих актов, отлаженную систему взаимодействия разных звеньев, не ограничивающих при этом рядовых граждан в демократических свободах.
Президент России предложил ужесточить наказание за участие в террористической деятельности. По мнению израильтян, эта мера может помочь лишь в комплексе с другими мероприятиями.
“Накаченного идеологией и наркотиками “шахида” угрозой расплатой за содеянное, разумеется, остановить нельзя. Однако вокруг каждого самоубийцы всегда есть группа, обеспечивающая техническую поддержку операции: есть командиры, спонсоры, прочие помощники и случайные свидетели. Все они должны знать, что участие в подготовке для них означает конец спокойной жизни, а то и жизни вообще. Даже если на их розыск и проведение акции возмездия придется потратить долгие годы”, – комментирует решение российского премьера Джонатан Девис, глава IDC, офицер спецназа ВДВ в отставке.
Российский премьер уже заявил о связи между терактами в Москве и Кизляре. Специалисты по борьбе с террором также добавляют: они связаны с терактами в Тель-Авиве и Иерусалиме, Нью-Йорке и Лондоне, а также во многих других городах мира. И без того, чтобы разрушить связи между различными террористическими группами, уничтожить бандитов едва ли будет возможно.
На фото: Дани Ятом – По материалам NEWSru.co.il