Я не знал близко Александра Бовина – так, случайно, встречались несколько раз. Но было ясно, что он – хороший человек.
«Хорошие люди редки, как фальшивые деньги», – писал М. Горький. Наверное, так было и будет всегда…
Бовин был человек цельный, здравый, ироничный и умный. Но главное – чувствовалось, что у него, работника ЦК КПСС, профессионального журналиста и политика, есть совесть, что для него не потеряны и не безразличны понятия «правда» и «ложь», «хорошо» и «плохо». Это вообще редкость, а для людей таких профессий – огромная редкость.
Как известно, Бовин был юдофилом. Больше того, он принадлежал к тем политикам – друзьям Израиля, – которых в англосаксонских странах зовут «христианскими сионистами». У. Черчилль говорил: «Я счастлив, что есть такая страна, где евреев не просто терпят, где они живут по праву хозяев». Черчилль был (как и нынешний президент Буш) христианским сионистом именно потому, что христиане видят в существовании Израиля исполнение заповедей Ветхого Завета. Атеист Бовин был «христианским сионистом» в силу чувства справедливости. У нас (в отличие от США и Англии) «христианских сионистов» среди политиков практически нет, на сто открытых юдофобов – пять скрытых юдофилов и один открытый.
И вот вопрос: как связана юдофилия (или, наоборот, юдофобия) и общие человеческие качества – совестливость, честность, здравомыслие и т. д.?
Ясно, что евреи в этом вопросе – пристрастные судьи. Нам, понятно, нравятся те, кому мы симпатичны, нам противны те, кому мы противны. И все же постараемся отойти от такой эгоистичной, эгоцентричной позиции, насколько это возможно. Как ни крути, отношение к евреям – лишь одна, в конце концов, для большинства людей совершенно незначительная деталь. Но вот отражается ли в этой капле весь человек, является ли этот признак системным? Попросту говоря, можно ли считать, что юдофил, скажем, не в «еврейском вопросе», а вообще – человек более добрый, справедливый, разумный, терпимый, чем юдофоб?
Казалось бы, юдофилия и юдофобия – вполне определенные симптомы. Ясно, что терпимость и любовь к другим людям, народам – качества хорошие, нетерпимость и ненависть – скверные, а фобия – просто психическая аномалия. Но вот мне, например, несимпатичны защитники палестинцев (тут со мной почти все читатели «ЕС» легко согласятся) и чеченцев (а тут большинство читателей меня осудит). Чем же могут быть неприятны эти гуманные люди?
Трудно четко сказать. Наверное, я не слишком верю в их искренность, мне кажется, что слишком часто это – мода, бизнес или глупость. А еще этот гуманизм часто выступает лишь как прикрытие совсем других чувств, а то и фобий – той же юдофобии или ненависти к российскому государству, которому определенная категория граждан от души желает провалиться сквозь землю.
Но ведь антисемиты, наверное, прим
ерно так думают и о юдофилах – лживый гуманизм, бизнес, русофобия (германофобия, исламофобия)…
Да, как почти в любом общественном вопросе строго логически тут ничего не докажешь. Остается интуиция и индукция.
Я попытался судить о массе по лидерам. Вспомним наиболее известных русских юдофилов ХХ века. Философ Вл. Соловьев, Короленко, Горький, Андрей Платонов, Евтушенко, Окуджава, Цветаева, Ахматова, Шостакович, Сахаров, Витте, Милюков, Капица, Григорий Распутин, Ленин, Бухарин, академик Леонтович, академик Гамалея, Маяковский, Твардовский, Симонов, академик Тамм, академик Скрябин, Берия, Горбачев, Ельцин, Путин, Лужков, Алла Пугачева… Ряд произвольный – первые, кто пришел в голову. Кстати, тоже по-разному относились к евреям – скажем, иные высказывания того же Витте или Твардовского могут многих евреев покоробить. И все-таки в основном (несмотря на «отдельные исключения»!) перед нами, как ни крути, – лучшие люди, то, что называется «совесть России». В лживости, продажности, глупости их не обвинишь.
А вот пришедшие мне в голову русские юдофобы: Николай II, Сталин, Хрущев, Шафаревич, академик Понтрягин, академик Виноградов, Василий Розанов, Солженицын, Астафьев, Валентин Распутин, Белов, Проханов, Кондратенко, Макашов, Пуришкевич, Шульгин, Марков второй, Лев Гумилев, Шолохов, Есенин, дирижер Голованов…
Тоже, черт возьми, не последние люди есть в этом ряду! И тоже по-разному относились к евреям – тот же Солженицын сто раз гневно отрицал, что он антисемит. Не назовешь всех перечисленных продажными лжецами и идиотами, не у всех рога на лбу растут…
И все-таки, на мой вкус, этот второй ряд – почернее, потяжелее, поболезненнее как-то. Спертый тут воздух, многовато злобы (совсем не только к евреям!) и комплексов, маловато внутренней прозрачности…
По-моему, будь я русским, которому абсолютно неинтересны евреи, я бы захотел общаться не со всеми юдофилами, но уж точно постарался бы сбежать от большинства «защитников русских» из числа юдофобов.
Да, юдофилия и юдофобия – не абсолютные критерии. И все-таки это системные симптомы. Мойте руки, пообщавшись с антисемитами, а еще лучше – не подавайте им руки. «ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №20 (193), 2004 г.  – http://www.e-slovo.ru

One Response to “ЮДОФИЛЫ И ЮДОФОБЫ”

  • Анатоль:

    Это какая-то мощная и подлая провокация в приравнивании страха – фобии совершенно другим чувствам: ненависти, зависти, неприязни религиозным проявлениям…Чудовищная подмена понятий!
    На самом – то деле, страх в данном случае, обусловлен только к тем иудеям или тем, кто причисляет себя к ним, как к организованной преступности… И только!
    Пусть иудеи сами в своих же интересах и разбираются со своими соплеменниками с нечистыми помыслами, чтоб не было нареканий на весь “божий народ”…

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*