В канун Пурима сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов решил, видимо, показать евреям, что «дело Амана живет и побеждает».
Во всяком случае, он публично заявил что «сионизм – это фашизм».
Это – не его открытие. Первыми вывели эту формулу «советские антисионисты» 1960–70 годов. Диалектика в действии: механически используя все юдофобские штампы гитлеровской пропаганды, «советские коммунисты» добавили к ним еще и это последнее, «антифашистское» открытие. Дальше эту идею экспортировали нашим прогрессивным арабским друзьям – и, в отличие от идей коммунизма, она идеально там прижилась. Цель таких утверждений как бы очевидна – «доказать», что у «уродливого сионистского образования» нет права на существование. Но после того как была отменена очаровательная резолюция ООН, трактовавшая сионизм «как форму расизма», юридический эффект таких «доказательств» невелик. Но остается эффект психологический: так дается некоторое «алиби» для злостного антисемитизма. Раз уж (лицемерие XXI века!) неудобно говорить нормально, что Гитлер был прав, евреев надо убивать, то остается запасной аэродром: «сионисты – сами фашисты». Конечно, Гитлер от этой лжи на сковородке вертится, но ничего не поделаешь «Надо, Адольф, надо! Для общего дела…».
«Сионизм=фашизм» – пароль всех представителей «радикального ислама» – от Бен Ладена до рядовых пропагандистов Хамас и «Хизболлы».
И вот ласточка вернулась в родное гнездо, данная «дефиниция» опять по-русски зазвучала из уст лица, если и не официального, то и не вполне частного.
Положение ФЕОР затруднительно.
Разумеется, для нормального человека речи быть не может о том, чтобы «обижаться» на г-на Нафигуллу Аширова и «спорить». Отойти и обойти, вот и вся реакция… Как заметил епископ Марк (зам. главы отдела внешних сношений РПЦ) по поводу Аширова: «Я глупости не комментирую».
Хорошо ему… Но у ФЕОР такой возможности нет. Хочешь – не хочешь, а надо реагировать.
«До тех пор, пока Совет муфтиев не определится в своем отношении к деятельности г-на Аширова как к провокационной и подрывающей добрососедские отношения между мусульманской и еврейской общинами России, мы с Советом муфтиев никаких контактов поддерживать не станем».
Надо сказать, что Нафигулла Аширов вызывает уже не первый скандал.
Примерно год назад он резко выступил против «ползучей христианизации» (в связи с введением в школах «Основ православной культуры»), назвал РПЦ «узконациональной конфессией» и обвинил ее в «беспардонном лоббировании» своих интересов. А поскольку фашистская тема, видно, спать не дает г-ну муфтию, он сказал, что право родителей решать, какие предметы изучать их детям (то есть речь опять шла об «основах православия»), – это то же самое, как если бы родители вдруг решили, что школьники должны изучать «Майн кампф».
Ну, тут он, понятно, не на тех напал!
Получив, видимо, соответствующее «отеческое внушение», пламенный муфтий быстро поскучнел и взял свои слова обратно, за что и удостоился братского прощения от протоиерея Всеволода Чаплина. «Радует, что муфтий Нафигулла Аширов ощутил, насколько разделяющими стали его слова».
ФЕОР, я думаю, радоваться «раскаянию грешника» не придется – на сей раз, похоже, Нафигулла Аширов ничего «не ощутил».
Видно, перечитав рассказ Шукшина, он «срезал» ФЕОР: «Если ФЕОР … считает себя частью сионистского режима, то, конечно же, заявление этой организации о приостановке отношений с Советом муфтиев вполне понятно».
Честно говоря, рассчитывать ФЕОР в этой ситуации не на кого, кроме самих себя.
Да, теплые чувства РПЦ к Аширову очевидны. Но большего, чем осторожное высказывание все того же о. Чаплина, что со стороны Аширова «были и другие, мягко говоря, некорректные высказывания», от РПЦ не услышишь.
Да, комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести 21 марта приняла заявление об опасности «некорректных или агрессивных высказываний в вопросах национальности или религии» и прямо упоминает при этом Аширова. Но Общественная палата муфтию, понятно, не указ, тем более, что ни один представитель исламской общины в обсуждении документа не участвовал.
Попросту говоря: мусульман в России 14 млн, евреев (по официальным данным) – 100 тысяч. Российская власть боится национальных или религиозных конфликтов. Главный ее кошмар – что в Россию открыто придут идеи и ПРАКТИКА «радикального ислама». Поэтому заявления типа того, что делает Аширов, для Кремля не просто опасны – смертельно опасны. Но именно поэтому в открытую против таких заявлений Кремль никогда не выступит – это вам не с депутатами от «Родины» воевать.
Позиция российских властей тут одна – не раздувать, замолчать.
Слабая позиция. Но глупая ли? Не уверен.
Зато уверен, что умная позиция для ФЕОР одна – все, что считали нужным, сказали. Отступать – невозможно. Но и раздувать – незачем.
У нас большой опыт… Много раз справляли Пурим – бывали и пострашнее Аманы!.. И еще, даст Б-г, не раз справим.
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №11 (381), 2008 г. – http://www.e-slovo.ru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*