*****

Мне на днях позвонил приятель из Америки. “Слушай, – говорит, – а чего это у вас еврейская тема стала такая популярная? Неужели дела в стране совсем плохи?” Между прочим, не праздный вопрос. И давным-давно устоявшееся представление о том, что в очереди на роль виноватых во всех бедах на первом месте всегда стоят евреи, ведь не на пустом месте родилось. Да и к тому же любой инцидент с евреями, даже на первый взгляд самый незначительный, как правило, вырастает до вселенской проблемы. Потому что на самом деле он ею и является. В последние дни очень часто приходилось слышать: а чего это мы тут столько говорим об антисемитизме, а о русофобии помалкиваем? Как будто русские люди меньше пострадали… – ну и так далее. (Из статьи ”Когда в кране кончается вода” – http://www.ej.ru/?a=note&id=123 – 04.02.2005 – А.З.)

Уж я не знаю, кто там больше пострадал, я только знаю, что когда сегодня у евреев в какой-нибудь цивилизованной стране возникают проблемы, в этой стране немедленно бьют тревогу и предпринимают необходимые шаги. Не потому, что люди там любят евреев (их мало где любят), а потому, что точно известно: проблемы у евреев – верный симптом тяжелого недуга, грозящего поразить общество в целом. Но это там, где власть и народ пришли к однозначному выводу: еврейские погромы нам не нужны. Вот тысячу лет были нужны, а теперь – нет, и мы впредь попытаемся без них обходиться.

Вообще еврейский вопрос – единственный в своем роде. Как только звучит соответствующий клич, под знамена борьбы с сионизмом немедленно сбегаются люди разных национальностей, вероисповеданий, жизненных принципов и моральных устоев. Не существует в мире другого раздражителя такой же силы.

Еще пару недель назад казалось, что еврейская проблема для России не актуальна. Вот монетизация льгот – да, захват ЮКОСа — да, отмена отсрочек по призыву – тоже да, а это – нет. И вдруг 20 депутатов пишут антисемитское письмо, относят его в Генпрокуратуру, забирают его из Генпрокуратуры, начинается скандал, все его комментируют, Российский еврейский конгресс грозит фашистам судом, Путин в Польше признается, что ему стыдно, и пошло-поехало. Из Думы звучит надрывный голос певца Розенбаума: страсти искусственно разжигаются. Кто виноват? Ясное дело – журналисты. Муссируют, собаки, скандальные подробности, нервируют публику. Так этого мало – додумались впутать в эту историю власть. Существует аж две версии участия Кремля в антисемитском шабаше. По одной, власть вынесла на повестку дня еврейский вопрос по тому самому первородному основанию – чтобы отвлечь народ от более насущных проблем: монетизации, низких пенсий и пр. Другая версия более изощренная: Кремль все это устроил, чтобы сначала напугать прогрессивное человечество угрозой фашизма в России, а потом предстать в качестве единственной силы, способной с этой угрозой справиться.

Теперь у меня вопрос: российской власти нужны еврейские погромы? Любой здравомыслящий человек ответит: не нужны ни в коем случае. Безусловно, соглашусь. Более того, посмею предположить, что наша власть вообще никакого отношения ко всей этой истории с письмом убогих защитников России не имеет. В этом, к сожалению, и таится самая большая опасность. Потому что инициация процесса подразумевает дальнейший над ним контроль.

За те несколько дней, что еврейский вопрос в России стал актуальным, нагулял вес, занял важное место в новостных программах и на первых полосах газет, стали известны некоторые детали. Например, что в сегодняшней России очень много антисемитов. Вы скажете: тоже мне новость. А раньше, скажете вы, мы этого не знали? Вроде как знали, конечно. Но конкретные цифры – это уже совсем другое дело. После опроса на “Эхе Москвы” выясняется, что треть аудитории (аудитории, прямо скажем, особой) этой радиостанции считает, что присутствие евреев в российской власти должно быть законодательно ограничено, а большинство зрителей программы “К барьеру” на НТВ голосует за фашиста Альберта Макашова. То есть популярная в высоких чиновных кабинетах мысль о том, что народец у нас так себе и что нет для него ничего лучше крепкой руки, находит зримое подтверждение. Беда только в том, что сама власть совершенно не готова к такому развитию событий. Потому что она не имеет, во-первых, никакой твердой руки, а во-вторых – ясного представления, что со всем этим делать. Более того, появляется опасность, что сейчас найдутся сто советчиков, которые начнут нашептывать Владимиру Путину о важности еврейского вопроса, о том, что нельзя не учитывать мнения существенной части российского общества, и так далее.

И вот уже непонятно, что делать с одним из инициаторов провокационного письма депутатом Крутовым – сажать в тюрьму или выказать благоволение. Пока вроде ему дали по рукам. Но ведь не известно, что будет завтра. Искушение списать отсутствие воды на тех, кто ее выпил, в этих условиях очень велико: раз уж все равно так сложилось. Словом, уж лучше бы Кремль контролировал процесс. Потому что иначе он будет развиваться только в одном направлении. И все мы точно знаем, в каком. У нас есть опыт.

*****

Ну что, евреи, — чемодан, вокзал, Израиль? Всем нам пора собирать манатки, хватать детей и начинать движение в сторону границы? Кто-то скажет: «Глупости какие — горстка уродов написала антисемитское письмо, черносотенная газетенка его опубликовала, а мы должны все бросить и бежать? Да с какой стати?» Ой, не знаю, дорогие мои сородичи. В 41-ом сестра моей бабушки отказалась уезжать из Пинска, небольшого городка на западе Белоруссии. Она тогда говорила: «Зачем нам бежать? Разве немцы не люди? Можно подумать, они хуже коммунистов…»

Прежде всего хочу заметить, что авторы письма в Генпрокуратуру, в котором они призывают российскую власть запретить деятельность еврейских организаций на территории нашей страны как «экстремистских», разумеется, уроды, вот только 19 из них — депутаты Госдумы. Да и остальные подписанты, если верить словам одного из инициаторов этого «патриотического» выступления, бывшего телеведущего и депутата Александра Крутова, все больше — люди приличные, «деятели культуры и искусства». Подумаешь, удивил, скажете вы, на наших депутатов, на кого ни взгляни, сразу хочется перейти на другую сторону улицы. Разве мы не знаем, что бывший губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко или генерал Альберт Макашов, тоже подписавшие письмо, — махровые антисемиты? Неужели нам надо обращать внимание на их бред? Однако весь мой генетический опыт подсказывает, что, несомненно, надо. Я вовсе не собираюсь анализировать те жалкие доводы, которые приводят авторы этого отвратительного письма в защиту своих аргументов, потому что если кто-то верит, что евреи замешивают тесто для мацы на крови христианских младенцев, то с этим уже ничего не поделаешь. Вступать в эту плодотворную полемику я не собираюсь — смысла в ней никакого… То, что во вторник депутаты-черносотенцы отозвали свою бумагу из Генпрокуратуры, не должно нас успокаивать — просто в Кремле поняли, что иначе международного скандала не избежать.

Вывод из этой истории простой — Россия превращается в государство, где евреям жить опасно. И когда будете в узком семейном кругу обсуждать произошедшее, строить планы на будущее, помните о том, что сестра моей бабушки, закончившая свою жизнь как раз в Освенциме, все-таки заблуждалась — фашисты хуже коммунистов. Но помните также, что отъезд — не единственный выход. Иногда евреи давали отпор. Например, в Варшавском гетто. ( Из статьи ”Спасай Россию” в Ежедневном журнале 26 января 2006 года – А.З.)

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*