*****

Я очень рано это понял (ответ на вопрос : когда вы впервые поняли, что принадлежите к еврейству? – А.З.). Во-первых, меня дразнили во дворе, во-вторых, я обрезанный, хотя наша семья и не была правоверной. Дедушка и бабушка говорили на идише и готовили блюда еврейской кухни. В синагогу не ходили. Я заходил туда только в юности. Это было можно. Позже стали ходить на праздник Симхас Тойра. Там были девушки, в общем, было весело… На мой взгляд, еврейский менталитет выражается в сознании своей исключительности, то есть, когда человек осознает, что живет в каком-то сообществе, которое по своей природе выше всех других сообществ. Лично я таких взглядов не разделяю. Думаю, что все народы, в какой – то степени, носят черты исключительности. Не думаю, что евреи лучше, чем, например, англосаксы…Ни один человек не имеет право высказываться от имени всего народа. Исключения составляют только политические лидеры, пользующиеся поддержкой большей части народа… Я же крайне отрицательно отношусь ко всем формам национализма, особенно если их сторонники говорят, что один народ склонен к проявлению добродетели или злодейства, больше чем какой-то другой народ. Думаю, что по своим достоинствам евреи равны всем другим народам и так же, как и все имеют право на своих героев, святых, мучеников и негодяев. Нам говорят: “Вы распяли Христа”. Но в распятии Христа участвовали и другие народы, например римляне. Ни одно человеческое качество не распределяется в пользу только одного народа. И нужно понимать, что в конечном итоге наше общее отечество – это планета Земля… Для меня родина – русский язык, русским я считаю того, кто говорит, думает и шутит на русском языке. Ностальгию начинаю испытывать уже в Рязани. Я еврей с чисто славянскими привычками: ем не вовремя, не занимаюь своим здоровьем, много курю. Но чтобы остаться евреем, я не уехал в Израиль. Потому что там ты сразу становишься большинством. Ощущение исключительности, что ты не такой, как все, там сразу исчезает… Желания не было, но в разные времена я стоял перед такой необходимостью. Я всегда делал свой выбор в пользу того, чтобы остаться, потому что для меня отъезд был бы связан с серьезными отрицательными переживаниями. Но проблема отъезда возникала, прежде всего, из-за национальной нетерпимости, которая всегда была в России и сейчас, к сожалению, тоже осталась… Думаю, что человек по своей вообще природе ксенофоб. Речь может идти и не о неприязни именно к евреям, но вообще к чужакам. Это есть в Израиле, это есть в России, это есть везде. Было бы иллюзией думать, что в мире есть место, где этого не существует. Поэтому лучше оставаться там, где живешь. Как правило, проявление антисемитизма носит локальный характер, и ты всегда можешь от этого отойти. Уезжать нужно только в том случае если антисемитизм принимает тотальный характер… (Из интервью на Jewish.ru/ 8657.asp – А.З.).

******

Часто слышишь, что евреи – самые лучшие врачи, самые лучшие музыканты, художники, математики и так далее. Не стану спорить. Действительно, среди моих соплеменников не мало талантливых людей. Но я думаю, что евреи – это ещё и самые лучшие русские. Возможно, звучит парадоксально. Но жизнь показывает, что среди евреев, родившихся на этой земле – множество подлинных патриотов России. Сама история неразрывными узами накрепко связала нас с её народом. Вот почему, МЕОЦ – это не только гордость возрождённой еврейской общины. Этим домом, жизнью, наполняющей его этажи, справедливо гордится не только Москва, и вся честная Россия. (09-07-2002)

*****

Вы понимаете, мне одна мысль не дает покоя: ну, родись я раньше, во времена Второй мировой, выбора уже не было бы: лагерь, газовая камера, смерть. И эта мысль ведь сидит в подсознании, она, кстати, и сплачивает евреев, которые живут в диаспоре. Ибо нет в мире другого народа, который бы так ненавидели. Никто же всерьез итальянцев, скажем, не ненавидит, или даже русских, или кого угодно. Так, вспышки бывают, конечно, но чтобы постоянно, на протяжении чуть ли не всей истории человечества… И это при том, что сами евреи никогда не занимались геноцидом других народов. На этнической почве бывали, конечно, столкновения, но это же другое. Даже немцев так не ненавидят (если исключить некоторых евреев, которые не могут им простить сами знаете что). Но это тоже не повсеместно…  Ну, вообще-то я склонен к мистицизму, это правда. И Израиль — да, он как-то этому способствует. Но со мной даже и в России происходят вещи мистические, хотя, конечно, здесь это не так концентрированно выражено. Вообще, несмотря на российский антисемитизм, в судьбе евреев и русских много схожего: может, от этого и происходит притяжение-отталкивание. Судьбы трагические, потому евреев и русских тянет друг к другу. (Из интервью на сайте  Jewish.ru 26.09.2013 – А.З.)

P.S. Посмотрите. Наши – интервью с Домбровским Ю.А.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*