*****
Почему среди следователей НКВД – МГБ – и среди самых страшных в том числе – вообще было много евреев, меня, еврейку, интересует. От вопроса этого никуда не уйти. И, поверьте, это были мучительные раздумья. И вот до чего я додумалась – изложу это очень коротко. Октябрьский переворот для евреев Российской империи, с её еврейскими резервациями-местечками, с её страшными погромами, ограничениями в правах, невозмжностью для молодых евреев получить высшее образование – конечно, этот переворот стал для них своего рода национальным освобождением. Они приняли революцию, потому что не могли её не принять: она подарила им надежду выжить. (Из книги ”Мина замедленного действия. Политический портрет КГБ”, 1992 – А.З.)
*****
Российская общественность — сначала ее лучшие представители в Охотном ряду (в смысле в Государственной думе), а потом и все остальные — познакомились с новым трудом под названием “Еврейское счастье, русские слезы”. Цимес, как говорят те, кого обвинили в счастье, состоял в том, что под текстом поставили свои подписи около 20 депутатов Государственной думы из фракции “Родина”, ЛДПР и КПРФ. Ну поставили и поставили – с кем не бывает. Однако письмо отправили в Генеральную прокуратуру с требованием запретить все общественные и религиозные еврейские организации, находящиеся на территории России, то есть потребовали поставить вне закона не только верующих, но и светских евреев. Последний раз в новейшей истории с подобными заявлениями выступал, как известно, немецкий ефрейтор и его коллеги по национал-социалистической партии Германии: сочетание религиозной нетерпимости с расизмом плюс понятное желание заполучить собственность евреев и зажгло печи Освенцима. Подписи депутатов Государственной думы придали письму публичность, а последовавшее обсуждение вопроса “за что?” на Первом канале и НТВ и вовсе вывели вопрос на уровень общенациональной дискуссии. Согласно данным Фонда “Общественное мнение”, 13% опрошенных социологами согласились с требованиями депутатов, в то время как 55% – не согласились, а еще 32% просто затруднились ответить. Однако и тем, кто за (“бить”), и тем, кто против (“не бить”), вероятно, полезно было бы узнать, в чем, собственно, евреев обвиняют и за что призывают выдворять за пределы Отечества. Например, те, кто поддерживает депутатов-антисемитов, скорее всего ни сном ни духом о том, что поддерживают они плагиат: большая часть обвинений, заявленных в письме, взята из знаменитого процесса Менахема Менделя Бейлиса, которого в 1911 году обвинили в ритуальном убийстве киевского мальчика, а спустя два года суд присяжных (среди которых не было ни одного еврея) Бейлиса оправдал. Интересно, что нынешние товарищи не удосужились даже исправить ошибки, допущенные их предшественниками в начале прошлого века. Впрочем, есть основания сомневаться, что авторы письма вообще знакомы с Галахой – сводом еврейских законов, опираясь на цитаты из которых, они и требуют от прокуратуры евреев в России отменить. В противном случае они бы аккуратнее выдергивали фразы. Впрочем, они, вероятно, полагали, что никому и не придет в голову проверить точность цитат из еврейских законов: одни воспалятся от ненависти, другие залезут под кровать от ужаса. Интересно, что нынешние товарищи не удосужились даже исправить ошибки, допущенные их предшественниками в начале прошлого века. Впрочем, есть основания сомневаться, что авторы письма вообще знакомы с Галахой – сводом еврейских законов, опираясь на цитаты из которых, они и требуют от прокуратуры евреев в России отменить. В противном случае они бы аккуратнее выдергивали фразы. Впрочем, они, вероятно, полагали, что никому и не придет в голову проверить точность цитат из еврейских законов: одни воспалятся от ненависти, другие залезут под кровать от ужаса.
“ЕЖ” предоставляет возможность обеим сторонам, интересующимся ответом на вопрос “за что?”, познакомиться с тем, что же действительно написано в еврейских законах в их оригинальном виде, и сравнить с тем, что было представлено в качестве цитат в письме “Еврейское счастье, русские слезы”. Кстати о слезах: исторический контекст, в котором создавались книги, содержащий еврейские законы, дает представление о слезах тоже. (Из статьи “В блокнот антисемита” в Ежедневном журнале – http://www.ej.ru/?a=note&id=203
15.02.2005 г. – А.З.)
*****
История Холокоста говорит о том, что маленький народ не может выжить, если он не свободен. Все то, что заложено в основе еврейской веры, что человек не должен поклоняться другому человеку, вставать на колени перед ним, а это есть фундаментальный смысл свободы, что есть только один, перед кем можно встать на колени и это Бог, что вся эта история еще раз подтверждает, что в многонациональных странах маленькие народы могут выживать, только если эти страны свободные, и если они хотят и могут и проявляют волю себя защищать. То есть на каждый выпад антисемита отвечать. Когда появляется в некоей газете антисемитская статья – отвечать. Когда появляется на некоем канале антисемитская передача про еврейскую мафию – отвечать. Не уходить в кусты. Что в этом собственно, совершенная необходимость и для предотвращения национальных конфликтов внутри страны.
*****
Александр Григорьевич дал интервью газете «Завтра»… Я очень польщена таким вниманием президента республики Беларусь к моей персоне и очень рада, что он смотрит передачи «Эха Москвы». Это, безусловно, делает нам честь и заставит нас еще больше работать и более внимательно относиться, с еще большим вниманием относиться к событиям в братской республике.
Александр Григорьевич Лукашенко там задает вопрос: «Альбац – это у нее фамилия такая или она себя так называет?» Вот, специально для Александра Григорьевича. Не могу просто вас оставить без этой информации, рассказываю. Александр Григорьевич, это старая еврейская фамилия. В XVII веке в Марокко был раввин Альбаз, он, собственно, и дал начало этой фамилии, которая теперь… Вы ее встретите, конечно же, и в Израиле, вы ее встретите и в Египте. Переводится «альбаз» на русский с арабского «сокол». Да, и вот эта фамилия, пройдя многие страны мира и осевши во многих странах мира, в какой-то момент оказалась в нашем замечательном отечестве, и я с гордостью эту фамилию ношу.
Еще я хотела бы вам сказать, Александр Григорьевич, все ваши претензии по поводу моих выступлений в связи с событиями в декабре, страшными событиями в декабре в Минске после того, что вы назвали «выборами президента республики Беларусь», мы все это можем с вами лично обсудить. Я должна вам сказать, что как главный редактор журнала «The New Times», мы раз пять посылали вам запросы на интервью, и не далее как вчера я опять отправила вам запрос на интервью. Поэтому буду очень вам обязана, если вы обратите на это внимание. Прилечу в Минск по первому требованию. Очень люблю ваш город – была там еще в детстве с отцом, хорошо его знаю. Так что очень надеюсь, что вы отреагируете. ( Из передачи ”Осбое мнение” на Эхе Москвы 29.03.2011 – А.З. )
*****
Мой отец, который в начале войны работал на оккупированной немцами Украине, куда его парашютировали 5 сентября 1941 года при том, что он был студентом, которого забрали на фронт и в разведшколу, и потом в ГРУ… Ну, тогда это называлось Главное разведывательное управление Красной армии. Понимаете, вот, он с именем Ленина переходил линию фронта, и с именем Ленина и Сталина, когда работал на немецкой территории под псевдонимом Григорий Басилий, будучи евреем, тогда, когда уже случился Бабий Яр и всё остальное.
Я думаю, что вот это как-то правильно не дать людям, для которых имя Ленина имеет смысл, дать им с этим именем уйти. Либо это надо было сделать прямо в 1991 году, когда началась новая Россия, и тогда убрать всё это, конечно, безобразие с Красной площади. Потому что, ну, это же вообще сплошной погост (вся Красная площадь). А вас не удивляет, что там вот дом, где Кутузовский, 26, где жили все советские генсеки? Вообще-то там раньше кладбище было. Дом генсеков стоит на костях немецкого и еврейского кладбища, где жили Брежнев, Андропов и так далее. Но в этом смысле мы же понимаем, что Россия унаследовала совершенно безбожную страну, и представления о памяти и о том, что просто нельзя так издеваться над тем, что осталось от этого человека… Ну, этого же ничего не существует. Мы же знаем, что то, что лежит в мавзолее, там, по-моему, только что-то, какая-то часть на руках еще кожи осталась или что-то… Но тем не менее, вот, я бы ничего не стала трогать, пока воевавшее поколение, пока оно совсем не уйдет. ( Из передачи ”Осбое мнение” на Эхе Москвы 21.01.2014 – А.З. )