Еврейская тема неисчерпаема. Евреи значили для Польши очень многое. И не только потому, что в стране жили миллионы евреев – польских граждан, но и потому, что они оказали большое влияние на польскую культуру, литературу, кинематограф. Они стали частью наших традиций, обычаев. Ведь Польша была и их родиной. И если мы рассказчваем о Польше, то надо говорить и о евреях. Тем более что здесь случилась одна из самых страшных еврейских трагедий. Существует мнение, что немцы устроили Холокост именно на нашей территории, потому что поляки – антисемиты. Это не так. Немцы – люди практичные. И они считали: если уничтожать евреев, то делать проще это там, где их много. А в Польше было три миллиона евреев. Так что дело тут не в антисемитизме. Кроме того, не принимается во внимание одна решающая вещь – только в Польше последовательно воплощался в жизнь приказ Гитлера: каждый поляк, который укрывает еврея, карается смертью. И не только он сам, но и вся его семья. Не столь уж сложно быть героем за собственный счёт, но каково им быть за счёт жены, детей, старой матери? А немцы очень последовательны. Там, где находили еврея, уничтожали всю семью. Это очень страшно! Об этом надо помнить! Естественно, антисемитизм присущ не только нашей стране. Он появляется и там, где евреев нет вообще – вот что поразительно. Многие до сих пор исповедуют принцип Геббельса: ”Кто является евреем – решаю я!” И я думаю, что, подобно Геббельсу, сегодня поступают все те, кто разжигает антисемитизм, использует его в политичеслой борьбе. ( Из книги Владимира Молчанова и Консуэло Сегуры ”И дольше века…” – А.З.)
Комментарий: Во многих фильмах (“Канал”, “Самсон”, “Земля обетованная”, “Корчак” и др.) кинорежиссер рассматривает судьбу евреев в Польше во время Второй Мировой войны и их взаимоотношений в это трудное и непростое время с польским населением страны. Это трудная и очень чувствительная тема, от которой А. Вайда не только не ушел, но и постарался дать ей свою интерпретацию и свое толкование. Не везде и не всегда и не во всем можно быть согласным с ним, но нельзя не признать, что А. Вайда взял на себя трудную миссию в том месте, которое многие из его современников предпочли обойти. И в заключение слова самого Анджея Вайды: «Это была тема, над которой мы должны были работать с 1945 года. Мы должны были делать все возможное, чтобы залечить эту рану. Но коммунисты делали все возможное, чтобы манипулировать этим и эта рана так и осталась незалеченная. Те, кто пытались делать что-либо, лучше или хуже, с большим или меньшим художественным и интеллектуальным успехом, это те, кто хотел внести какой-то вклад, разбираясь с этой проблемой. Я не ожидаю, что мои фильмы не будут подвергнуты критике. Но вы не можете усомниться в моих добрых намерениях». Анджей Вайда признан одной из ведущих фигур в польской кинематографии, лидером «польской школы кинематографии». Вне всякого сомнения это очень заметная фигура и в европейской и мировой кинематографии двадцатого века.