*****

 

Не знаю, в какой мере мы были страной победившего социализма, но государством победившего мещанства мы были наверняка. Правда, доведение чувства мещанина до чувства национальной гордости характерно не только для нашей страны. Это основа всяческого шовинизма, национализма и преклонения перед властью…Что-то очень похожее на высокомерие мужского пола перед женским, и даже еще основательнее. И все это, совершенно минуя доводы – прямо к выводам. Нечто вроде антисемитизма: актеры – жиды пархатые. Тут что-то от духовной черной сотни… Сейчас слушал еврейские пластинки… действительно чудесные вещи. Возникла мыслинка – кинокартина “Евреи”: дымящаяся, чужая земля, голая степь, вдалеке пожары…. Идут выгнанные евреи из чужого села, где они жили, работали… Талантливый, вольнолюбивый народ, гонимый, но живущий, благодаря своей жажде жизни, благодаря тому, что он умел находить наслаждения и радости в малом, в ничтожном, создает песню, тоскливую и мудрую, как сам поющий ее старик.   

(Из книги “Я побит – начну сначала!  Дневники”, изданной Е.Санаевой – А.З.)
   
             Комментарий:  Ролану  предстояла вторая операция, когда родственники посоветовали ему креститься. Супруге он ответил: “Знаешь, Леночка, я это сделаю после операции. Не буду же я ставить условия: ты мне, Господи, даруешь годы жизни, а я за это покрещусь!”.  Не успел, значит, так и умер, не отказавшись от веры далеких предков. Еврейства своего Ролан Быков не стыдился, генезис свой ценил, на внешность не жаловался и ее не прятал. Не станем преувеличивать – Ролан Антонович Быков не декларировал свое еврейство, и вопрос о его крещении возник не случайно. Быков был евреем ассимилированным, далеким от сионизма и веры своих предков. Тем не менее, в его объемном (750 стр.) дневнике нет ничего, что могло продемонстрировать характерный комплекс еврея в “чужом селе”, истерично доказывающего, что “село” это ему вовсе не чужое.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*