Мама у меня — русская, а папа — еврей. Мое мнение: все люди одинаковы. Есть хорошие среди русских. Это я. Есть хорошие среди евреев. Это тоже я. Мой папа — еврей, живет в Москве. Мама — русская, живет с братом в Америке. Поди разберись. Меня раздражает: начался XXI век, а люди еще оценивают друг друга по национальному признаку. Без того ужас сколько проблем!… К евреям особое отношение во всем мире. Есть те, кто любит евреев, есть те, кто евреев ненавидит. И то, и другое для меня является неким предметом гордости. То, что я принадлежу к такой нации, которая настолько противоречива. С другой стороны, я вообще не могу сказать, что какая-то нация лучше, чем другая, что евреи, допустим, лучше, чем китайцы, или наоборот…Но вот многие говорят, что негры, к примеру, лучше, чем белые, играют джаз, что это естественно для их природы. Тогда у меня возникает сразу вопрос: почему африканские негры не играют джаз вообще? Или в баскетбол, как говорят, лучше всех играют негры. Почему американские баскетболисты не стали чемпионами мира и Олимпийских игр, проигрывали аргентинцам, где одни белые? А с другой стороны — разве только русские или евреи могут играть в шахматы? Это тоже неправильно. Индийский шахматист всех обыгрывает, венгерский шахматист всех обыгрывает. (Публикация на портале Israland 3.11.2003 – A.З.)
Вы знаете, я очень горжусь тем, что во мне течет еврейская кровь, для меня это очень важно и дорого. Находясь на нейтральной стороне в плане религии, я стараюсь делать что-то для еврейской общины. Я горжусь тем, что мой отец — еврей. Первый раз я узнал об этом в третьем классе. Прихожу домой с тройкой по русскому языку и на вопрос отца в чем дело отвечаю: «Да эта жидовка мне тройку поставила!». Тогда-то папа и решил со мной поговорить… Дело в том, что мои родители очень хотели ассимилироваться и побыстрее забыть о своем происхождении. Если бабушка еще знала идиш, то папа уже, конечно, нет. Он был советским человеком: плохо это или хорошо – не мне судить. Жизнь была тяжелой, отец прошел войну, блокаду, чистки. Папин отец попал в тюрьму, потом в сумасшедший дом. Поэтому многие ленинградские евреи были очень напуганы и старались как можно быстрее забыть свои корни и традиции. Уже будучи в Америке, я стал постепенно узнавать о еврействе. Я горжусь своим происхождением: нееврей по Галахе, я — еврей по своим собственным законам. Мне не безразлична жизнь и судьба моих соплеменников… Сталкивался ли я с антисемитизмом? Так, чтобы явно – нет. Посмотрите на мое лицо, ну какой тут может быть антисемитизм! Меня и евреем то сложно назвать – так уж получилось. Хотя некоторые моменты, чисто бытовые, конечно, были. В моем понимании это просто проявление бескультурия. Иногда слышал в свой адрес — «жид», «еврей», но я связываю это с некой завистью… Я понимал, что для моей музыкальной карьеры мне было важнее уехать в Америку. Сейчас, живя в России, я могу делать то, чего бы не смог делать в США или в Израиле. Я часто принимаю участия в разных еврейских мероприятих: концертах, благотворительных акциях… В 2005 году я стал лауреатом премии Федерации еврейских общин России «Человек года». Я очень рад, что являюсь частью еврейской общины. (Из интервью на сайте Jewish.ru 19.10.2011 – А. З.)
Комментарий: В израильской русскоязычной прессе Бутмана, который в девяностых годах вернулся в Россию из своей звездной американской иммиграции, называют «самым знаменитым русским евреем в США». Возможно, здоровый космополитизм Бутмана (не говоря о его огромном таланте) помогает ему быть «своим среди своих» в любой среде… Будь то Америка, которая, как известно, очень неохотно аплодирует заграничным знаменитостям, или Россия, где настоящему таланту нелегко пробиться сквозь завесу «коммерсантов от искусства», или любая из тех многочисленных стран, куда Игоря приглашают на гастроли. «Лучший саксофонист из ныне живущих» — так отозвался об Игоре Бутмане знающий толк в саксофоне экс-президент США Билл Клинтон. Имя российского музыканта известно во всем мире.