Я не большой любитель распространяться на тему своей национальной принадлежности… Впрочем, и из этого я не делаю какого-то секрета. У меня есть основания считать себя достойным сыном своего народа.
Я вырос в еврейской семье. В советской. Я учился в школе. В советской. Закончил институт. Советский. Понимаете, я советский еврей. Это особая нация.»
******
Многие говорят об антисемитизме, о сионизме. Эти политические явления прошли как-то мимо меня. Я ничего такого не чувствовал ни в школе, ни в институте. И в тюрьме не ощущал. Но каждый день видел рядом столько крови, злости, жесткости…Там процентов 70 заключенных голодает. Я не голодал. Каким образом? Деньги делают все, конечно, неофициально. Это вот то, в чем заключается мой феномен, моя особенность. В какую бы не попадал среду, а побывать пришлось в разных колониях, разных зонах, разных регионах – везде у меня был самый высокий жизненный уровень для рядового зека. Это невозможно объяснить только организаторскими способностями, это феномен характера.
*****
Я — еврей. Моя мама еврейка и папа той же национальности. И что из этого? Ровным счетом ничего…Я не чту иудаизм, не знаю его традиций и не интересуюсь его историей. Не считаю евреев ни самым умным, ни самым гонимым, ни вообще каким-то исключительным народом. Говорят, евреев в России всегда притесняли. Не знаю, не уверен. Во всяком случае, как мою семью обошли стороной сталинские репрессии, так и меня совершенно не затронул антисемитизм. Ни в школе, ни дальше по жизни я не слышал обидных слов типа «жид» или «жидовская морда», брошенных в лицо или в спину. А услышал бы — дал бы по поганому рту. Не зря моя фамилия переводится с иврита как «железный конец». (Из книги «Зажигающий звезды. Записки пионера шоу-бизнеса», 2005 — А.З.)
Комментарий: Работать с артистами Юрий Айзеншпис начал в советское время, в 1965 году, когда в русском языке еще не существовало слова «продюсер». В своей области он стал абсолютным новатором, за что и оказался в 1970 году в тюрьме по статье за незаконные валютные операции. Айзеншпис вышел на свободу в 1977 году, а впоследствии получил бумагу с официальными извинениями. Некоторые вехи работы Юрия Айзеншписа: в конце 80-х он продюсирует группу «Кино» и в 90-м году первым в истории страны сам выпускает их «Черный альбом» (до этих пор пластинки выпускают только государственные предприятия); 1991 – 1992 – работа с группой «Технология»; 1992 – 1993 – продюсирование «Морального кодекса»; с 1994 года – Влад Сташевский; 1999 – 2000 – певица Саша; 1998 – 2001- Никита; последние несколько лет Юрий Айзеншпис плотно работал с группой «Динамит» и Дмитрием Биланом.
One Response to “
Айзеншпис Юрий Шмелевич (1945 – 2005), российский продюсер.
”
Он мог быть подпольным советским миллионером или крупным криминальным авторитетом. Он мог стать экономистом, спортсменом, музыкантом, его многое интересовало и во многом он был талантлив, но предпочёл открывать чужие таланты. В его жизни всё было по “большому счёту”. Он играл по крупному и не боялся проиграть. Правил, законов и границ не существовало. Он верил только в себя, казалось, что не боится ни Бога ни чёрта, ни тем более туманных пророчеств, примет и суеверий. Но не бояться не значит победить. Один неверный шаг и впереди только тьма. Администратор первого советского рок-коллектива, продюсер группы “Кино”, благодетель “Морального кодекса” и “Технологии”, своей карьерой ему обязан Влад Сташевский, своей славой Дима Билан – всё это Юрий Айзеншпис. он легко “зажигал звёзды”, превращал чужую жизнь в умопомрачительное шоу, азартно нарушая правила игры. В переводе с иврита фамилия Айзеншпис означает “Железный стержень”, и казалось, что этот человек сотворён действительно из металла, и только он один знал в какой момент запал прочности иссякнет.