Настоящая любовь к народу, к нации, настоящая привязанность, настоящая национальная гордость не могут строиться на любви ”этнографической и музейной”…Национальное еврейское – это не фаршированная рыба, не лапсердак и не пейсы. Говорят о том, что художник убил спектакль. Почему? Потому что художник дал поразительную красоту? Яркость красок? Изумительную игру тонов? Богатство костюмов? Мы видим тонкую линию беседки, тончайшие переходы красок, тонов. Что же здесь ”нееврейское”? Раскрытие архитектурной формы через сочетание барокко и современности? Почему и во имя чего надо отвергать найденную Тышлером для ”Капризной невесты” красоту? ( Из выступления в защиту А.Тышлера, которого группа актёров обвиняла в «нееврейском» оформлении спектакля А.З.
Комментарий: Выдающийся артист, художественный руководитель Государственного еврейского театра, председатель Еврейского антифашистского комитета был очень неудобен властям. Пойти на организацию судебного процесса, как это позднее, в 1952 году, было сделано с другими руководителями Еврейского антифашистского комитета, которых в итоге расстреляли, власть опасалась. Подлинной причиной его убийства, как и процесса по делу Еврейского антифашистского комитета, и ареста “врачей-убийц”, стало то, что Сталин считал евреев американскими шпионами. В условиях, когда СССР готовился к войне с США, они, по его мнению, представляли собой “пятую колонну”. Это определило их судьбу.
P.S. Посмотрите фильм Николая Сванидзе о Михоэлсе.
***** Прочитайте. ”Дело Михоэлса”: новый взгляд.
P.S. Посмотрите фильм Николая Сванидзе о Михоэлсе.
***** Прочитайте. ”Дело Михоэлса”: новый взгляд.