Да. Мама родилась в Москве, на Самотеке. Ее девичья фамилия Бржезидская, она польских и одесских кровей. Если не сказать прямее (смеется). Так что я нормальный польский одессит. У меня есть еврейские корни. По маме…Я знаком с еврейскими традициями. Стараюсь общаться с людьми остроумными. Знаете, я делю юмор на две категории: блестящий и матовый. И тяготею к блестящему юмору. Поэтому своими учителями считаю Жванецкого, Карцева, Довлатова, Ильфа, Петрова. Всех их очень люблю. Мне близка такая категория юмора, и не важно: одесская она, или чисто еврейская, или родом из Израиля.
(Из интервью в журнале ”Алеф” 04.10.2006 -№ 947 (06/5766) – А.З.)
*****
Поскольку я родился в 1958 году, и болезненное отношение к тому, что называли тогда «пятым пунктом», было на самом пике, то никто о наличии еврейской крови даже не заикался… Я вспоминаю одну историю того времени. На предприятиях была такая форма культурного досуга — «рабочий полдень». На комбинат во время обеденного перерыва приезжают артисты — камерный квартет, и директор комбината, обращаясь к конферансье, говорит: «Я вас очень прошу, не затягивайте. У работяг перерыв всего час, а им еще надо пообедать. Сделайте выступление как можно короче. Я еще раз обращаю ваше внимание. Не затягивайте. И тогда конферансье выходит и говорит: “Добрый день, товарищи металлурги. Вы хотите, чтобы перед вами сегодня выступали евреи?” (говорит с одесским акцентом) Рабочие ему отвечают, что мол нет, зачем нам это нужно? Тогда ведущий концерта объявляет, что концерт окончен». Вот такие были истории… На самом деле сейчас я разобрался в своем генеалогическом дереве. Моя мама, урожденная Бржевицкая Бронислава Андреевна, родилась в Москве, а ее мама, моя бабушка, Родионова Лидия Павловна, приехала из города Балта Одесской области, т.е она, можно сказать, одесситка, а ее муж, мой дед, которого я ни разу в жизни не видел, носил польскую фамилию Бржевицкий. В итоге я получил мамину внешность, чувство юмора и всех моих друзей — 90 процентов людей, с которыми я общаюсь, принадлежат к еврейской национальности. А мой отец родом с Урала, моя фамилия уральского происхождения. Он родился в Перми, приехал в Москву, с отличием окончил Инженерную академию и сам преподавал. Он вполне русских, уральских корней. А по маме, ее внешности, ее друзьям, тут абсолютно можно понять, что корни одесские. Так что вот так.
****
Я ценю тонкое чувство юмора, присущее евреям, знаю массу необидных еврейских анекдотов. К примеру, мне очень нравится такой анекдот: «Господь вызывает к себе председателя еврейской общины и говорит: «Ребята, вы очень много комбинируете, вы подмяли весь бизнес. Практически все в мире контролируется вами. У вас есть ровно неделя на то, чтобы исправиться, иначе я устраиваю всемирный потоп». Тогда старейшина возвращается к своим и говорит: «Евреи, у нас есть ровно неделя, чтобы научиться жить под водой»… Я подметил потрясающую жизнерадостность и свое собственное настроение в каждом городе. Тель-Авив — это тусовочная молодежная столица. Иерусалим — это город религий. Это чувствуется и он с такими богатыми традициями. Хайфа — это такой наш ответ Чемберлену в одесском стиле морского колорита. Натания — совсем уже такой курортный городок. Ну, в общем, страна небезнадежная… К сожалению, сегодняшняя ближневосточная ситуация кажется мне тупиковой. Все зашло слишком далеко. Знаете, как-то один из мудрецов сказал, что такие конфликты решаются либо за один день, либо вообще никогда. Для меня агрессия — это признак необразованности и тупости. Еврейская нация дала миру такое количество гениев, что в этом ближневосточном споре то неуважение к израильтянам, которое проявляют палестинцы просто поражает… Если бы я был гражданином Израиля, думаю, я был занимал довольно жесткую позицию, потому что я не вижу других мер, кроме силы. Эти люди понимают только силу. Я на днях смотрел комедию «Не шутите с Зоханом». Сначала мне показалось, что это какой-то кощунственный перебор, а потом я понял, что, может быть, — это и ключ к решению проблемы. Живут же арабы и евреи в Америке по соседству. Я всегда за то, чтобы люди начинали с себя. Этим мне и симпатичны евреи — они всегда могут начать с самокритики и очень любят рассказывать анекдоты про себя и умеют это делать. Что-то я таких особо смешных арабских анекдотов не припомню. Ну, может быть, за исключением, случая, когда араб выбивает ковер, к нему подходит еврей и спрашивает: «Ну что, не заводится?».. Михаил Михайлович Жванецкий на одном из праздников (мы отмечали Хануку) сказал мне: «Валерий, а вы что здесь делаете?» Я говорю: «Сочувствую». Он говорит: «Уважительная позиция. Правильно». Наверное, это и есть честный ответ. Я скорее сочувствующий, а не человек, который себя проявляет активно. Больше всего в евреях мне нравится чувство юмора. Я общаюсь с евреями, мы постоянно обмениваемся шутками. (Из интервью Jewish.ru 19.02.2009 – A.З.)
P.S. Поёт Валерий Сюткин. ”Красавчик”. http://www.youtube.com/watch?v=yKMhgRSDpug&feature=related