Кого ты не любишь в жизни? — Жидов. Есть понятия “еврей” и “жид”. Еврей — это человек, который не мешает людям жить. У меня есть чувство вины перед этим государством, еврейское чувство вины за концлагеря, которые мы возглавляли, за революцию”. — “Неужели ты вправду считаешь, что евреи сделали революцию? Это абсурд”. — К сожалению, нет. Так сложилась история, что, распространившись по всему свету, мы принесли ему много благ. Но нам приходилось бороться за свое выживание, и во имя этой цели мы устроили эксперимент на 70 лет… Есть такая птичка-воробей, ее называют “жид”. Он везде клюет, во все вмешивается, повсюду мельтешит, у него одно желание — урвать. Нет ощущения своего кусочка. Что такое родина? Это не место на карте — это парадное, где ты первый раз обнял девушку или распил с друзьями бутылку портвейна, это улочка, где ты кому-то дал в морду или тебе дали. Родина — это сентиментальность. Меня трудно вытащить отсюда. У меня вся семья уехала, а я остался. Так вот, жид — это человек без чувства родины, которому абсолютно на все плевать. А еще это чувство зависти. Жидом может быть человек любой национальности…
*****
Я жил в Израиле. Аж четыре месяца. Так измучился! Как сказал Жванецкий: “Государство замечательное, только на каждом шагу евреи”. Евреи хороши тогда, когда они рассредоточены по миру. А когда они собираются вместе – это опасно. Они становятся агрессивными, горланят о своем превосходстве над всеми. Не смог я там жить. Как не смогу в любом другом месте. Я недавно был в Америке. Встречался с теми, кто там вроде бы хорошо устроился. А они все равно плачут. Все равно чувствуют себя людьми второго сорта. Да, и у нас житье не подарок. Я удивляюсь, что в свое время отсюда так мало народу уехало. Но сейчас ведь возвращаются. Или непрестанно мучатся двумя вопросами: правильно ли сделали, что уехали, и как вернуться? В любом случае все кончается ностальгией. Я рад, что у меня есть цельность по отношению к тому месту, где родился. Для меня вопрос выбора – где жить? – просто не стоит. Я не понимаю, как можно самого себя отрезать, что называется, от пуповины. При том, что мое поколение появилось на свет, когда в стране вовсю шел дурацкий эксперимент. Потому сорок лет жизни у меня просто отняли. Может быть, лучше было бы родиться в другой части света. Но родину, как и маму, не выбирают. ( Из интервью в журнале ”Огонёк”, май 2001 – А.З.)
*****
В детстве ничего радостного у меня не было. Послевоенное, трудное детство. Одесса. Слободка. Страшный антисемитизм после войны! В школе били до пятого класса за то, что еврей. Это в Одессе!.. Хотя говорят, что Одесса – еврейский город! А потом нормальная, суровая советская действительность. И никаких надежд, когда ты понимаешь, что живешь в дурацком государстве, когда ты понимаешь, что ты против отца. Он был ярым коммунистом, а я с детства понимал, что он все время врал.
*****
Отец умер в Израиле — сразу, как только туда приехал… Думаю, его замучила тоска из-за бездарно, бессмысленно прожитой жизни. Мне было очень его жаль, но в то же время я считаю это порождением тех 70 лет, которые спутали и отравили нашу с вами юность и молодость. Нам просто не повезло, что родились мы в той части света, где шел безумный эксперимент… Приготовьтесь: вам сейчас будет смешно. Вообще-то, моего отца звали Костя, по-еврейски — Касрыль, и значит, я Марк Касрылевич, но когда после войны в Советском Союзе началась смена паспортов, папа, учитывая, что Сталин в 49-м году признал государство Израиль, поменял себе имя. В результате я стал Израилевичем, и на этом, в принципе, можно было поставить точку, но в армии я очутился в 67-м году, когда Израиль напал на Сирию (в историю эти события вошли как шестидневная война)… Наши политруки всячески клеймили, просто уничтожали Израиль, и естественно, я со своим отчеством выглядел в их глазах пятой колонной, просто мальчиком для битья. В армии мне и так было не очень сладко, а в тот момент я просто сжался, свернулся, как еж. Что было делать? Моего деда звали Григорий, и потихоньку, когда не надо было представлять документы, я начал называть себя Григорьевичем. Постепенно все к этому привыкли, хотя по паспорту я по сей день Марк Израилевич и уже лет 20-30 этого отчества не стесняюсь. ( Из интервью в газете ”Бульвар Гордона” №4/92 23. 01.2007 – А.З.)
2 Responses to “
Рудинштейн Марк Израилевич (р.1946), продюсер, президент компании ”Кинотавр”.
”
Оригинальный комментарий Марка Израилевича к
собственной жизни.Это во многом типично и для
меня. поскольку я принадлежу к поколению 50-де-
сятых.
Хотелось бы поделиться с Марком Израилевичем
кое-какими соображениями на предмет российского
“шоу бизнеса”. Я являюсь джазовым музыкантом (во-
калистом)достаточно высокого уровня из Литвы,
г.Вильнюса.
буду признательны за помощь в установлении кон-
тактов с господином М.Рудинштейном.
Спасибо.
Николай Забродский
(сценическое имя)
К сожалению, не могу Вам помочь. У меня нет контатов с Рудинштейном. Не знаю его адреса электронной почты. Анатолий