Удивительное и поистине уникальное зрелище представляет собой этот изгнанный народ…народ, рассеянный по земле, порабощённый, преследуемый всеми народами, но сумевший сохранить свои особенности, законы, обычаи, а также патриотическую любовь к своему первому обществу, хотя казалось,что порвались все скрепляющие его связи… Евреи являют собой поразительный пример – законы Нумы, Ликурга и Солона умерли, тогда как гораздо более древние заветы Моисея живы до сих пор. Афины, Спарта и Рим погибли – населявшие их народы исчезли с лица земли. Разрушенный Сион не утратил своих потомков. Они разбросаны среди всех народов, но никогда не смешиваются с ними; у них нет больше лидеров, но они по-прежнему составляют народ; у них нет больше родины, но они по-прежнему её граждане… Я никогда не поверю в серьезность аргументации евреев, пока они не получат свободное государство, школы и университеты (свои собственные), где будут разговаривать и вести споры без опаски. Только тогда мы сможем узнать, что же они хотят сказать на самом деле. (По книге Льва Полякова “История антисемитизма. Эпоха знаний”, Гешарим, 1998 – А.З.)
*****
Я смотрю на нации новых времён. Я вижу в них множество составителей законов и ни одного законодателя. У древних я вижу трёх главных законодателей: Моисея, Ликурга и Нуму… И все трое достигли таких успехов, которые были бы сочтены невозможными, если б они не были так непреложно засвидетельствованы.
Первый задумал и совершил удивительное дело: создать нацию как единый организм из скопища несчастных беглецов, которые не имели ни ремёсел, ни талантов, ни добродетелей, ни мужества и ни одной пяди своих земельных владений, так что представляли собою чужеродное тело на лице земли. Моисей решился превратить это бродячее и раболепствующее племя в Политический организм, в свободный народ; и когда оно бродило в пустыне, не имея и камня, чтобы преклонить голову, Моисей дал ему прочное устройство, выдержавшее испытания времени, судьбы и всевозможных завоевателей, – то устройство, которое не могли ни разрушить, ни даже изменить пять тысячелетий, и которое существует ещё сегодня во всей своей силе, даже тогда, когда эта нация как единое целое уже более не существует.
…Вот почему эта удивительная нация, столь часто угнетаемая, столь часто распыляемая по свету и, казалось бы, уничтоженная, но неизменно преклоняющаяся перед своим законом, всё же сохранилась до наших дней, расселившись среди других народов, но с ними не смешиваясь; вот почему её нравы, законы, обряды существуют и будут существовать столько, сколько будет существовать мир, несмотря на ненависть к ней и преследования со стороны остальной части человеческого рода.
Комментарий: Не будем обольщаться. Руссо называл евреев в публикациях “самым подлым из народов, когда-либо существовавших”. Приведенная же цитата – из рукописей философа.
Вдиать, все эти великие были-таки подвержены стереотипам, то есть имели стереотипическое мышление!
Руссо сформировал практически всю западную культуру после себя – романтизм и пост-романтизм, французская революция и лругие мыслители революционеры, двадцатый век с его идейной неоднозначностью и противоречивостью… “Заветы Моисея живы до сих пор” – что ж, посмотрим как долго продержится запал Руссо. (Вернее, за нас потомки посмотрят…)