Я горжусь тем, что я еврей, что рождён евреем, что я таковой без моего на то согласия. Как еврей я делаю всё для того, чтобы быть полезным своему народу, чтобы враждебные отношения уходили из нашей жизни.

*****

И всё-таки, еврей – это надолго! Учитывая тот факт, что мы есть, но мы рассеяны, очень – многие евреи не имели возможности определиться. Самоопределение возможно, когда есть выбор: можно стать ассимилянтом, вернуться к истокам, к Торе. Должен быть выбор, и мне думается, что создание такого проекта может и должно расширить возможности для самоопределения. Подумайте, ведь мы уникальный народ, которому не существует примеров в истории. Нас расселяли, уничтожали, но мы живём более пяти тысячелетий. Я не верю в предопределённость, но так случилось, что именно евреи оказались неким цивилизаторским мотором. Ведь что сейчас происходит? Борьба современной цивилизации и традиционного прошлого! Так случилось, что евреи в силу своей истории, в силу установок, которые были выработаны тысячелетиями, оказались в первых рядах поборников нынешних ценностей. Культурно и исторически еврейство первым осознало некое единение – то, что мы называем Богом. Мы первыми осознали необходимость жить по этим законам, и меня согревает мысль, что по ним соглашается жить всё большее число людей в обществе. Сам того не осознавая, человек становится в каком-то смысле евреем. Но в реальности “еврей” – это не просто религиозное и национальное обозначение, это обозначение “другого”. Да, я потомок древних родов. Я бы стал, наверное, ассимилянтом, но с самого начала жизни я знал, что я еврей, и принял это. И если я “другой”, если существует такая ситуация, когда “инаковость” может быть использована враждебно по отношению ко мне – безусловно, я должен осознавать себя частицей своего народа. Когда я знакомлюсь с нашей историей, с тем, что мы подарили миру, с тем абсолютно непропорциональным количеством людей, которые считаются лучшими представителями рода человеческого, я испытываю гордость, что я еврей!

*****

Антисемитизм как фон существует во многих странах. Исторически сложилось так, что евреи – не просто национальность, а некий ”ярлык другого”. Пусть даже ”другого” реально не существует – необходимость отделения наших от ненаших всё равно есть. В России градус антисемитизма был всегда выше. Периодически он повышался, причём повышался практически всегда по инициативе ”властей предержаших”. Лично я не верю в несправоцированные погромы, эта карта разыгривалась как при батюшке Царе, так и при батюшке Иосифе Виссарионовиче. Сегодня же государственного антисемитизма нет.Потому что государственный антисемитизм – это политика, которая выражается в известных вещах: от уничтожения до всяческого ограничения в правах и возможностях. Правда есть антисемитизм идеологический и политический, бытовой я оставляю в стороне. Какие-то стычки, коммунальные квартиры уходят в прошлое, а фразы наподобие: ” Ты мерзавец, а к тому же ещё еврей!”, это уже проявление исторической составляющей.

*****

Ничего с ним не сделаешь, с сознанием, с подсознанием. Надо в известной степени, как говорили наши прапрадеды, пытаться улучшать нравы. Меня больше заботит вот что в ситуации с ЮКОСом: мне кажется, что эта акция сдобрена антисемитизмом некоторых конкретных людей, тех же самых чиновников. А что касается покупки “Челси”, для меня загадка, честно говоря… Мне думается, что если бы это купил Потанин, то тут же бы пошел распространяться слух, что в действительности Потанин не русский, а еврей. Понимаете, еврей – это не национальность. Еврей – это некий ярлык определенный. И такого вот, глубинного антисемитизма нет в душах людей, это просто обозначение другого.А учитывая государственный антисемитизм, который был, и учитывая то, что евреев ощутимо стало меньше, – все неуспешные евреи уехали… Вот в России сейчас остались успешные евреи. Была такая история, очень интересная. Мы были в гостях у одного очень известного юриста, уже покойного (ему было бы сейчас 100 лет), у него был отец, тогда ему было лет 90, он был скрипач Большого театра когда-то, в 60-е годы. Вот этот старичок сидел в углу, а мы говорили об антисемитизме, государственном и прочее. И вдруг, помешивая ложкой чай, он сказал: “Вы знаете, у нас в оркестре антисемитами были те, кто не умел играть на скрипочке, а кто умел играть на скрипочке, тот не был антисемитом”. Вот это “умение играть на скрипочке” и определяет, наверное, настроение определенное. Но я не обвиняю. Я прекрасно понимаю страшную ситуацию, в которой оказались люди, может быть, моего поколения. Всю жизнь их так воспитывали, и сейчас кто-то не хочет, а многие просто не могут определенным образом.(Из интервью на радио ”Свобода” в программе ”Лицом к лицу”, 24.08.2003 – А.З.)

*****

Существует очень интересный рассказ Короленко `Мнение мистера Джексона по еврейскому вопросу`. Этот рассказ… не знаю, может быть, он в последнее время переведен, но он не был переведен при советской власти, и я читал его в самиздате. Суть такая – буквально в нескольких фразах. Короленко описывает, что на лайнере они едут, несколько российских интеллигентов, через Атлантику, в Америку. Вдруг знакомятся с таким мистером Джексоном – типичный американец: тупой, зашоренный такой, только `мейк мани`, `делать деньги`, и больше ничего. И они над ним подшучивают с высот нашего интеллектуализма российского, и вдруг выясняется, что он не любит евреев. И вот они задают ему вопрос – вы что, не любите евреев? Он: – да, не люблю. – А что вы сделаете с ними, если вы станете президентом США? – Ничего, – отвечает. – Как – ничего? – удивляются они, – ведь вы же их не любите? – Ну и что? Вы же едите зеленый горошек, а я его терпеть не могу. Ну что, мне запретить зеленый горошек? И Короленко продолжает рассказ – `мы вдруг увидели, как за спиной мистера Джексона вырастают крылья`. Ментальность американцев позволяет им не навязывать `hate speach`, `речи ненависти`, потому что вкусы, предпочтения, установки американцев не переходят в действия. У нас же, к сожалению, другая ментальность. У нас наши вкусы, наши предпочтения – мы хотим навязать это другим, которые, соответственно, не разделяют наши взгляды и прочее. Поэтому действительно еврейские погромы были в России. Государственный антисемитизм был в России. Политическая карта антисемитизма разыгрывается тогда, когда выгодно нашим политикам, и у нас есть угроза, что вот это из уровня, который существует везде – никого нельзя заставить любить, скажем, представителей другой национальности. Есть очень интересный опять же тест, был в Америке, когда пошли вот эти вот либеральные ценности, политкорректность. Задавался такой вопрос белым американцам – согласны ли вы, чтобы негр был губернатором вашего штата? – `Да` – 40%. Согласны ли вы, чтобы он был членом Конгресса? – 30%. Согласны ли вы, чтобы он был президентом США? – 25%. Согласны ли вы, чтобы негр женился на вашей дочери? – 1%. Понимаете? Но это не переходит в действие, и поэтому американцы считают, что свобода слова – более высокая ценность, чем ограждение, в общем… скажем, чувства комфорта каких-то национальных групп. У нас ситуация и в Европе – другая. Поэтому, безусловно, с антисемитизмом бороться необходимо… Я еврей по крови, но я русский по культуре не меньше, чем вы. Потому что и Пастернак, и Мандельштам – понимаете, они были русские… и такие, как известные богословы, христианские богословы. Вы понимаете? Дело в том, что настолько переломало еврейство вот эта ситуация в России… нигде, пожалуй, не было такой ассимиляции евреев-интеллектуалов, как в России. Ведь что самое было… вот ведь с чего началось, что было самым опасным, в известной степени, для иудаизма? Тогда, когда евреи стали гражданами, когда прошли буржуазные революции, и когда евреи получили те же права, что и другие национальности, представители других национальностей, и представители коренной национальности. Ну уж в России-то, когда говорят – евреи сделали революцию… Вы знаете, есть ложь в разных формах. Правда, действительно, что евреи, безусловно, возобладали в большевистской партии. Скажите пожалуйста, а меньшевики? Там сколько было евреев? А у кадетов сколько было евреев? Получилось так, что евреи оказались наиболее политизированной национальностью, и этому есть, естественно, свои объяснения. Когда сейчас, вот в этом гнусном совершенно письме вынимаются, извините меня, цитаты из ветхозаветных времен… но в ветхозаветные времена вообще отношение к иноземцу как к существу более низкому, оно было распространено везде. Ну, греки – к варварам, иудеи – к представителям других национальностей. Сейчас все это вынимается, все это разыгрывается.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*