Если Израиль должен исчезнуть ради благополучия остального мира, я не стану протестовать против уничтожения еврейского государства.
*****
На первых порах христианство проповедовалось только среди евреев как реформированный иудаизм. Св. Яков и в меньшей степени св. Пётр хотели, чтобы христианство дальше этого не пошло, и их точка зрения могла бы возобладать, если бы не решительная позиция св. Павла, который высказался за то, чтобы принимать язычников в христианкие общины, не требуя у них обрезания и подчинения Моисееву закону. Столкновение двух группировок получило отражение в деяниях апостолов с Паулинистской точки зрения. Христианские общины, основанные во многих местах св. Павлом, состояли, несомненно, частью из обращённых евреев, частью из язычников, искавших новой религии. Уверенность, присущая иудаизму, делала его привлекательным в этот век распадавшихся верований, но требование обрезания было препятствием для желающих обратиться. Неудобными были также обрядовые законы относительно пищи. Одних этих двух препятствий было бы достаточно, чтобы сделать невозможным превращение иудаизма в мировую религию. Христианство сохранило то, что было привлекательным в доктринах евреев, отвергнув в то же время те черты, принять которые язычникам было труднее всего.
*****
Антисемитизм – это не только отвращение к евреям, но и серьёзная потеря для тех народов, которые, допуская его, теряют те преймущества, которые они могли бы получить от таланта и трудолюбия еврея. Надо надеятся – я говорю это как тот, кто не является евреем, – что человечество не должно и дальше безумно транжирить этот отнюдь не бесконечный потенциал человеческих достоинств.
*****
Я глубоко обеспокоен смертными казнями, которым подвергаются евреи в Советском Союзе, и тем официальным поощрением антисемитизма, которое, по-видимому, имеет место. Я пишу об этом в частном порядке; вы, конечно, знаете, что я – друг вашей страны и дружески отношусь к вашим личным усилиям, направленным к мирному сосуществованию, – усилиям, которые я публично поддерживаю. Я призываю вас к амнистии, исходя из гуманитарных соображений и из наших совместных интересов, которые состоят в мирных отношениях между Востоком и Западом. (Из письма Хрущёву 2 февраля 1963 года. Н.С. Хрущёв так отвечал ему: «Решения судов направлены не против лиц какой-то национальности, а против преступлений, против их носителей, независимо от того, к какой национальности они принадлежат. Среди какой нации в то или иное время окажется больше или меньше тех или иных преступников – это вопрос не национальный, а социальный. Мы ценим, господин Рассел, ваши дружеские чувства к нашей стране, понимаем, что ваше письмо продиктовано соображениями гуманности. Но гуманность не мыслима без справедливости. А именно в интересах справедливости наш народ вынужден карать тех, кто хочет жить за чужой счёт, обкрадывать наше общество. Политики антисемитизма не было и нет в Советском Союзе, так как сам характер нашего многонационального государства исключает возможность такой политики» – А.З.)