Ваш революционный долг – пресечь в корне всякую национальную травлю и беспощадно расправляться со всеми виновниками еврейских погромов. ( Из обращения к рабочим, крестьянам и повстанцам в мае 1919 года. ”Шабат Шалом”.14.07.2004 – А.З.)
*****
В те же дни, по провокации “социалистов” и шовинистов… поймали молодого славного революционера анархиста из бедной еврейской среды, Горелика, и зверски мучили его. Ударяли его… плевали ему в глаза, заставляли раскрывать рот и плевали в рот. При этом ругали его за то, что он – неподкупный еврей. И, в конце концов, убили этого славного юношу революционера… Я убеждал крестьян и рабочих в том, что еврейские труженики, – даже те из них, которые… были прямыми участниками в контрреволюционном деле, – сами осудят этот свой позорный акт. Буржуазия же, причастная к провокационным делам в Гуляй-Поле, свое получит, независимо от того, к какой национальности она принадлежит… Я тревожился. Передо мною вставал грозный призрак антисемитизма. Я собирался с силами, чтобы преодолеть эту заразу в массе крестьян: заразу, привитую преступлением одних, и глупостью других…Я подчеркнул истинную роль и громадную опасность антисемитизма. (Из дневниковых записей Махно. Его усилия, как показали дальнейшие события, были не слишком успешными А.З.)
Комментарий: В его окружении было немало евреев. Председателем Гуляй-Польского ВРС (военно-революционного совета) был Коган. Начальником контрразведки Л. Зеньковскии (Задов). В культпросвет отделе — Елена Келлер, Иосиф Эмигрант (Готман), Я. Алый (Суховольский). Что привлекало этих людей в ряды махновцев и годами удерживало их там? Подлинное, а не декларативное равенство. Когда в феврале 1919 г. начались повсеместно на Украине кровавые погромы, вызванные общей дестабилизацией положения, Махно предложил всем еврейским колониям в зоне его деятельности (Юг Украины, Приазовье) организовать самооборону и выдал оружие. В мае того же года за убийство 20 евреев-колонистов в Александровском уезде по приказу Махно были расстреляны семеро крестьян села Успеновка. Вот почему так доблестно сражались евреи-махновцы из особой еврейской батареи под командованием Абрама Шнейдера, обороняя в июне 1919 года Гуляй-Поле, столицу движения от наступавших деникинцев. Они сражались до последнего снаряда, еврейская же полурота прикрытия — до последнего патрона, и все как один погибли. Махно был идейным борцом с антисемитизмом и, где мог, упреждал его проявления. Что в те тяжелые времена дорогого стоило.