Холокост – не только еврейская, но и общечеловеческая трагедия. Мы всегда должны оставаться людьми и уважать другие народы, чем бы они от нас ни отличались. Для меня, нееврейки, большая честь быть на такой церемонии, видеть лица переживших Холокост, их детей и внуков.
*****
Мы не должны равнодушно наблюдать, как творится зло. Мы должны бороться со злом сообща. Антисемитизм, терроризм, человеконенавистничество не должны оставаться безнаказанными…Длительный и всеобъемлющий мир на Ближнем Востоке невозможен до тех пор, пока в палестинских школах детей не прекратят обучать ненависти к евреям и Израилю. Политика руководства ПА отравляет детей ненавистью.Необходимо искоренить анти-израильскую риторику из официальных и неофициальных заявлений, средств массовой информации и школьных учебников.
*****
Право Израиля – как еврейского государства – на существование в безопасности в границах, которые можно защищать, и со столицей в Иерусалиме, который не может быть разделён, не может быть подвергнуто сомнению… Ясно, что палестинская администрация является соучастницей терактов, что хорошо видно на палестинском телевидении. Мы должны поставить условием для получения Палестинской автономией американской помощи прекращение пропаганды ненависти… Идеализируя для детей существование мира без Израиля, детей учат не принимать реальность существования Государства Израиль… Мы не можем построить мирное, стабилное, безопасное будущее на основе пропаганды ненависти и насилия. Прошли годы, но мы не видим того, чтобы Палестинская автономия отказалась от пропаганды насилия и ненависти или хотя бы сделала шаги в этом направлении (2007).
*****
Я знала, что муж моей бабушки Деллы, Макс Розенберг, был евреем, и со страхом подумала, что какого-то человека вроде него могли убить только из-за того, что он верил в другого Бога. Примириться с существованием такого зла на расстоянии трудно, но во время моего следующего приезда в Варшаву я встречалась с людьми, для которых ужасы военных лет носили глубоко личный характер. В комнате ожидания Еврейского Центра Рональда С. Лаудера собрались двадцать человек, которые совсем недавно узнали, что они евреи. Одному из них, мужчине лет пятидесяти, об этом рассказала женщина, которую он всю жизнь считал своей матерью. Оказалось, что настоящие родители в годы войны, чтобы уберечь его от Холокоста, отдали его ей. Девушка узнала от своих родителей, что её бабушка и дедушка по материнской линии во время войны, чтобы избежать концентрационного лагеря, изменили свою национальность и перестали быть евреями. Сейчас ей предстояло самой решать, кто она: еврейка или полька. Во время следующей поездки в Польшу, в октябре 1999 года, я вновь побывала в Центре, чтобы ознакомиться с тем, как проходит восстановление иудаизма в стране. После того, как в польской прессе появился текст моей речи, в Центр начали звонить и писать письма польские евреи, живущие в сельской местности. Только узнав о моём визите в Польшу и выступлении в Еврейском Центре, эти люди поняли, что они не последние оставшиеся в стране евреи…
Примерно такая же история и у Мадлен Олбрайт, которая находилась в Чешской республике, когда я туда приехала. В юности она и не догадывалась, что её родители были евреями. Мадлен воспитали католичкой, но вскоре благодаря журналисту, решившему написать её биографию, она узнала, что трое её бабушек и дедушек погибли в немецких концентрационных лагерях. Её родители эмигрировали из Чехословакии сначала в Англию, потом в Америку и в конце концов осели в Детройте. Там она закончила школу, после чего поступила в «Уэллсли». Новость о еврейском происхождении очень удивила Мадлен, но она прекрасо понимала, что таким путём родители пытались сохранить ей и себе жизнь. ( ” История моей жизни”, 2003г. – А.З.)
*****
Американские евреи, как и все американцы, всегда верно служили в армии нашей страны. Сегодня мы ведем особую войну, и многие из вас – благодаря вашим связям с Израилем и вашей страстной привязанности к этой стране – знают больше, чем кто бы то ни было об опасностях, которые нас подстерегают. И наш друг и союзник Израиль – единственная демократия на Ближнем Востоке – имеет гораздо больше опыта в борьбе с угрозой терроризма.
*****
Если Израиль вновь подвергнется нападению, я лично возьму в руки оружие, засяду в окопе и буду сражаться, не жалея жизни. ( Из выступления перед еврейской общиной в Торонто. 2002 – А.З.)