Перед еврейским народом стоит большая задача сохранить свою национальность, но для этого нужно превратить значительную часть еврейского населения в компактное поселение, измеряемое, по крайней мере, сотнями тысяч (В Крыму тогда было около 46000 евреев – А.З.). Только при таких условиях еврейская масса может рассчитывать на дальнейшее существование своей национальности…Когда на одном из заводов меня спросили: почему в Москве так много евреев? – я им ответил: если бы я был старый раввин, болеющий душой за еврейскую нацию, я бы предал проклятию всех евреев, едущих в Москву на советские должности, ибо они потеряны для своей нации. (Из речи на первом съезде ”Озет”-Общество земельного устройства трудящихся-евреев. 17.11.1926 – А.З.)
****
Еврейская семья, лишь недавно вышедшая за стены гетто, естественно оказывается более приспособленной в борьбе за жизнь, чем образованные русские семьи, которые получили свои права не в результате долгой борьбы, а по своеобразному праву первородства. То же самое справедливо и для торговцев. Прежде чем выйти на большую дорогу капиталистической эксплуатации, еврей должен был пройти суровую школу борьбы за существование. Вырваться за пределы гетто могли только те евреи из тысяч мелких лавочников и ремесленников, яростно боровшихся друг с другом за свою клиентуру, которые проявили исключительные способности к обогащению благодаря честным или нечестным способам извлекать выгоду из окружающих обстоятельств. Очевидно, что эти евреи на целую голову превосходили русских купцов, которым не пришлись пройти через такую суровую школу. Поэтому в глазах русского купечества и представителей свободных профессий, в глазах буржуазии в целом, евреи выглядели особенно опасными конкурентами.