Помню, как во дворе меня впервые назвали еврейкой. Не жидовкой, а именно еврейкой. Казалось бы, ну что особенного? Я и сама знала, что еврейка. Но прозвучало это с такой уничижительной интонацией, будто моя национальность – это вина, тяжкий грех. Услышав такое, я расплакалась, прибежала домой. А папа весело и озорно подбросил меня к потолку и сказал: «Быть еврейкой так же прекрасно, как быть грузинкой, русской или татаркой». С тех пор я горжусь своей национальностью, как мой отец. Если от бытового антисемитизма можно было отстраниться благодаря убежденности, что оскорбляющие тебя подонки не стоят твоей обиды, то от государственного антисемитизма отгородиться было невозможно. Почти не скрываемая дискриминация евреев при поступлении в учебные заведения и трудоустройстве – в отличие от гитлеровской Германии не провозглашаемая, но не многим менее действенная, – тяжелым катком прошлась по многим судьбам. А когда грянули официальные еврейские погромы под вывеской борьбы с «безродными космополитами», когда разразилось «дело врачей», я была уже достаточно взрослым человеком, чтобы видеть корни этих пронацистских кампаний… Позднее в условиях вновь активизирующегося антисемитизма, возникла необходимость в организации, противостоящей ему и постоянно напоминающей о том, что представляет собой фашизм. Так появилась идея создания Фонда «Холокост». Она принадлежит Михаилу Гефтеру и Илье Альтману, они и предложили мне как активному антифашисту возглавить этот фонд. Мы собирались для обсуждения своих задач и проблем то у Михаила Яковлевича, то у меня, архивные материалы хранили по разным углам, пока, наконец, не обрели свое помещение. Очень помогло в этом мое депутатство в Госдуме и антифашистские слушания. Между прочим, тогда в День Катастрофы мне удалось поднять в парламенте зал. Никто не решился не встать в отличие от минувшего года – в какую сторону идет процесс, комментировать не надо… Самое важное, я считаю, в деятельности Фонда «Холокост» то, что мы сумели разбудить общественное мнение. Многие узнали, наконец, о Катастрофе и какие ужасы с ней связаны. Помогли этому регулярно проводимые вечера памяти евреев-жертв нацизма и сталинского режима, которые широко освещаются средствами массовой информации… Одно из самых грандиозных достижений и наша большая удача – это прекрасно изданная с помощью венского магистрата и спонсорской помощи Л.Б. Невзлина тиражом 25 тысяч экземпляров книга «История Холокоста на территории СССР», к написанию которой и я приложила руку. И нашему фонду удалось добиться, чтобы на этом издании стоял гриф «учебное пособие для средней общеобразовательной школы». К сожалению, добиться, чтобы Холокост упоминался хотя бы отдельной строкой в учебнике истории, нам все еще не удается, как не удается и ввести факультативные занятия в общеобразовательных школах по изучению Холокоста, как это принято в цивилизованных странах. (Из интервью в журнале ”Лехаим” № 5762-6 /122/, июнь 2002 – А.З.)
*****
В нашей стране долгое время тема Холокоста вообще не поднималась. Сказывались условия государственного антисемитизма. После войны “черная книга” Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана была закрыта, и лишь совсем недавно её удалось издать. Ситуация стала меняться, только с 1992 года когда к власти пришел президент Борис Ельцин. Я помню, как в 1993 году появилась моя первая статья в прессе. Она называлась “Геноцид на память”. Слово Холокост еще никому не было известно. Мы начали внедрять это понятие в сознание людей. Именно тогда был создан всероссийский научно-образовательный центр.
*****
С одной стороны, брак с представителем того народа, среди которого живут евреи, это нормально, человечно, морально, в этом есть широта, нет ограничений, косности. Но с другой стороны, для самого народа существует опасность смешанного брака из-за того, что и так евреев осталось мало. Например я, существуя в русской культуре и русской жизни, не ассимилировалась и считаю, что я еврейка и это хорошо. Но, тем не менее, знаю, что такой замечательный человек, как поэт Борис Пастернак говорил, что ассимиляция это единственный выход для евреев, что нужно отказываться от тех ограничений, которые держали этот народ, дали ему выжить, и нужно идти в другой народ, и в нем растворяться. Но, на мой взгляд, эта точка зрения трагична для народа.
*****
Лишенные земли, своего государства, языка, вечно гонимые, вечно преследуемые, они должны были выживать. Они использовали все способности, которые были даны им от бога. Многие, конечно, ассимилировались, для того чтобы жить и выживать они уходили от бога, тут прав ребе совершенно, но многие оставались евреями, старались жить и действительно это активность людей, которые хотели жить, творить, писать, изобретать, лечить. Это была неизбежная активность, по-другому их бы просто не было давно на земле. Это единственный древний народ, который сохранился. И если бы не эта активность, его бы не было бы давно. И поэтому для очень многих с комплексом неполноценности, который был, безусловно, у Адольфа Гитлера, это живучесть, эта активность, и в науке, и в медицине, и бизнесе раздражала, продолжает раздражать и сейчас. Что же, евреям надо утихнуть, сникнуть и уйти под землю и сделать то, о чем мечтал Адольф Гитлер, в какой-то степени потом Иосиф Сталин, который хотел продолжить политику Гитлера и с собственными евреями тоже потом расправиться
Это раздражало, всегда людей закомплексованных, раздражает тот, кто активнее, кто старается не спрятать свои способности. Как сейчас раздражает тот же Ходорковский, именно этим. Вот просто сегодняшний живой пример. Почему человек сегодня сидит в клетке. Он раздражал, потому что он личность, потому что умный, у него был проект общества. А общество не захотело его в лице тех, кто его посадил. Это очень серьезный вопрос. У меня был один разговор с одним мальчиком, я не могу сейчас не сказать в школе, когда встал мальчик в 9-м классе и сказал: я убежденный антисемит. Я сказала: молодец, у тебя есть убеждения, это вообще такая редкость, слава богу, что ты убежденный антисемит. Почему? Дальше он мне стал говорить весь этот набор хитро, изворотливо, все, что известно. Встала девочка только для моего рассказа я говорю, что она русская, потому что мне это совершенно неважно, я в этом смысле абсолютный интернационалист и сказала: ты, Егор, дурак. И дальше стала ему объяснять и про книгу и про учение, и про необходимость знать, для того чтобы, все, что я сейчас говорила, может быть по-другому, по-детски все ему объяснила. Через две недели он что-то читал, что-то думал, он мне позвонил, и сказал: простите меня, я больше не антисемит. Может быть, это самая большая победа в моей жизни.
*****
Еврейская жизнь будет развиваться по всему миру, особенно там, где для этого есть более-менее благоприятные условия. Даже в России, где для этого почва не самая лучшая, еврейская жизнь уже сегодня представлена неплохо. Посмотрите, сколько в Москве еврейских общественных организаций, которые активно содействуют развитию еврейского самосознания. Не обязательно жить в Израиле, чтобы почувствовать себя евреем. Пойдите в Еврейский культурный центр или в Еврейский Университет в Москве, и вы ощутите единение с традициями и корнями этого древнейшего народа, который единственный выжил среди всех вавилонян и финикийцев, сохранил свой древний язык и приумножил культурное наследие, несмотря на страшные потери 20-го века…
Я не верю в то, что российский госаппарат, эта так называемая “вертикаль власти”, встанет на защиту евреев и вообще на борьбу с ксенофобией, которая все больше вылезает наружу. То таджика убили, то эфиопа, то еврея – посмотрите, что происходит вокруг. Ситуация просто критическая, к тому же все еще не окончена война в Чечне, а беднеющее население озлоблено, как никогда. Эта нестабильность на руку фашиствующим молодчикам, которые только и ждут удобного случая, чтобы расправиться со всеми, кто, так сказать, “не русский”. Но мы так просто не сдадимся. Выход у нас только один: бороться не покладая рук с идеологами всех этих “национальных движений”, и влиять на тех, кто еще не встал на их сторону.
*****
Еврейскому народу исторически всегда приходилось выживать на чужой земле, нередко подвергаясь гонениям, что закалило характер нации. Поэтому после разрухи в нашей стране в начале 90-х годов прошлого века, как только повеяло свободой, многие представители этого народа очень быстро стали заметны и в бизнесе, и в общественно-политической жизни. В результате некоторые евреи оказались на поверхности, при том, что очень многие люди в России живут плохо.
Но, к сожалению, людям зачастую легче обвинить в своих неудачах не себя, а кого-то другого. Во всем мире во все века в собственных бедах обвиняли инородцев. И нападение на синагогу в Москве 11 января этого юноши, Александра Копцева, меня потрясло, но не удивило. Я уверена, что это так или иначе должно было произойти, и еще повторится. Пример этого юноши уже вызвал подражания – на следующий день было нападение на синагогу в другом российском городе – Ростове-на-Дону. У нас совершенно не работает статья 282 Уголовного кодекса – разжигание религиозной и межнациональной розни. Сейчас очень многие люди буквально напичканы фашистской литературой – она распространяется и продается безнаказанно. Я много езжу по России, и везде вижу свастику и фашистские плакаты. Но правоохранительные органы в это не вмешиваются, потому что, видимо, сами частично заражены этой идеологией, также как и некоторые из наших законодателей. Должна существовать продуманная государственная программа толерантности, какие существуют в Европе и США. Со школьной скамьи детям необходимо прививать терпимость к непохожим на них людям. Действие такой программы должно распространяться, прежде всего, на телевидение, как средство влияния на человеческие умы, а также на кино – самое массовое из всех искусств. К тому же должен производиться госзаказ на специальные фильмы, в том числе и о Холокосте.
Комментарий: Международный день памяти жертв Холокоста (Это слово произошло от греческого Holocaust, что значит “всесожжение”, и оно используется для обозначения массового уничтожения евреев в 1933-45 годах) – 27 января. В этот день в 1945 году был освобожден Освенцим, и Генеральная Ассамблея в память об этом совсем недавно, 1 ноября 2005 года года, приняла резолюцию “Память о Холокосте”, которую подписали 20 государств, в том числе и Россия. В период Второй Мировой войны (1939—1945 гг.) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 млн. евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это была самая трагическая эпоха за всю историю еврейского народа. Нацистская Германия проводила по отношению к евреям политику тотального уничтожения, получившую условное название «окончательное решение еврейского вопроса» (Endlцsung). В соответствии с этой политикой все без исключения евреи — мужчины и женщины, дети и старики были обречены на истребление. Сам факт принадлежности к еврейскому народу предопределял гибель человека. Конечно, убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители многих других народов Европы, в том числе и народов бывшего Советского Союза. Однако по отношению к другим народам не проводилась политика тотального уничтожения — она была предназначена только для еврейского народа. В СССР тема Холокоста замалчивалась десятилетиями – после запрета в 1947 году издания «Черной книги» под редакцией Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана. Многие свои идеи отечественные «отрицатели» черпают из советской антисионистской литературы 1960 – 1980-х годов. Современные авторы, более чем в 10 раз уменьшая число жертв, также приписывают «сионистам» ответственность за убийства евреев. Особое поле деятельности российские отрицатели Холокоста нашли в Интернете. Основные тезисы отрицателей: 1) Нацистская Германия и ее лидеры не проводили политику по преследованию и истреблению евреев. 2) Не существовало лагерей уничтожения и газовых камер. 3) Число евреев, погибших и умерших во время войны, многократно преувеличено; 4) Нет достоверных исторических документов, подтверждающих Холокост. 5) «Миф о Холокосте» выгоден Израилю и сионистам, благодаря чему и было создано еврейское государство, получившее большую материальную компенсацию от Германии.
P.S. Посмотрите – ”Школа злословия” с участием Аллы Гербер
P.S. Посмотрите фильм Отрицатели