Российская империя рухнула, не выдержав испытания мировой войной. Евреям – пасынкам империи – происходившие военные и социальные катаклизмы принесли тяжелейшие потрясения и, казалось, величайшие триумфы. В марте 1917 года революция, похоже, разрешила еврейский вопрос в России: 20 марта 1917 года постановлением Временного правительства евреи были уравнены в правах со всеми остальными гражданами бывшей Российской империи. Евреи впервые получили возможность выразить свои политические предпочтения во время выборов делегатов на Всероссийский еврейский съезд. Выборы состоялись в конце января 1918 г. Две трети голосов получили сионисты. Съезд, впрочем, так и не состоялся из-за противодействия большевиков. Сионисты получили большинство и на выборах в еврейские общины; вслед за сионистами, как правило, шли представители Бунда.
В годы Гражданской войны 1918– 1920 годов евреи принимали участие в вооруженной борьбе по обе стороны баррикад. Сложившиеся в общественном сознании и исторической литературе стереотипы как бы «автоматически» зачисляют евреев по «большевистскому ведомству». В действительности дело обстояло гораздо сложнее. Российское еврейство было расколото, как и вся страна; если говорить о его политически активной части, даже если речь идет о партиях социалистического спектра, то большинство выступило против большевиков.
Красная армия, как показывают данные историков 1920-х годов, подтвержденные и детализированные в новейших исследованиях российских историков, основанных на материалах архива ЦК партии большевиков, была проникнута не в меньшей степени антисемитским духом, чем войска ее противников; на их совести, в особенности бойцов Первой Конной армии, канонизированной в сталинскую эпоху и воспетой в рассказах Исаака Бабеля, также немало погромов и погубленных жизней.
Однако большевистское руководство имело достаточно политической воли, чтобы пресечь погромы, не останавливаясь перед расформированием частей и массовыми расстрелами погромщиков. То, что руководители белых объявляли, но не делали, вожди красных делали, но не объявляли. Тем самым для российских евреев выбор между красными и белыми постепенно превратился в выбор между жизнью и смертью. Опыт Гражданской войны продемонстрировал большинству еврейского населения страны, что в безопасности оно может себя чувствовать только при Советской власти. Более того, при Советской власти для евреев открылись невиданные до тех пор возможности в области образования, политической и профессиональной карьеры.
Однако за это надо было платить – платить утратой религии, языка, культуры, одним словом, утратой национальной идентичности, то есть тем, что евреи сохраняли на протяжении тысячелетий, включая и два с половиной столетия пребывания в Российской империи; по образному и точному выражению историка Джона Клира, «Великий Октябрь» был хорош для еврея, но плох для евреев». Евреи наконец добились равенства – перестав быть евреями. (”Российские евреи между красными и белыми” – А.З.)
I admire your web page , it’s filled of lot of information. You just got a perennial visitor of this site.