„В эти часы каждый стоит перед нашим Б-гом, он справедлив!
Мы хотим в молитве открыть ему своё сердце,
Хотим испросить его о наших путях и действиях,
Которые уже совершили и которые нам предстоят
Мы хотим покаяться в своих грехах, чтобы он нас простил.
И поскольку мы признали грехи,
Каждого в отдельности и общие,
Позволь нам, Господь, отвергнуть все обвинения,
Все наветы, которые направлены против нас и нашей веры.
Мы разоблачаем эту ложь, считаем её низкой,
И не имеющей для нас никакого значения.
Б-г – это наше убежище, это источник
Нашего достоинства и нашей гордости.
Наша история – это история величия человеческого духа
И победы человека.
В эти дни боли и скорби, унижаемые и оскорбляемые,
Направляем мы свои взоры в прошлое
И будущее.
Мы искренне верим нашему Б-гу,
И в этом наша сила“. (Молитва, 1938)
*****
Благочестие, особенно благочестие еврейское, почитает маленькое: маленького человека, маленькое дело, маленькую задачу, маленькую обязанность. Через это маленькое религия познает великое.
*****
Еврей должен быть евреем дома и в синагоге, а в остальном он может быть открыт миру.
*****
Иешуа (Ииcyc) подлинно еврейская личность. Bся еro борьба и общественный труд, его поведение и чувства, его манера выражаться и молчать, носит в себе присущие евреям черты, печать еврейского идеализма, всё лучшее, что было и есть в Иудаизме. Он был евреем среди евреев.
Комментарий: Когда в 1933 Гитлер пришел к власти, евреи оказались гражданами второго сорта. Их делами ведал соответствующий административный орган, Всеобщее представительство евреев Германии, и Бек был избран ее руководителем. Бек упорно отстаивал права евреев, помогал им найти убежище в Палестине и других странах. Он отказался уехать, не желая покинуть свою паству, и даже возвратился в Германию в августе 1939, после того как отвез группу детей в Лондон. Попав в Терезиенштадт в 1943, он продолжал свое духовное сопротивление в этом ‘образцовом’ лагере, который нацисты демонстрировали представителям Красного Креста (свыше 150 тыс. узников были отправлены туда на смерть или перевезены в Освенцим; в живых осталось менее 9 тыс. человек). Бек отказался занять какую-либо должность в лагере, видя свою миссию в работе духовного наставника, раввина и учителя. Когда лагерь был освобожден, Бек удержал заключенных от расправы над охранниками. Два последующих десятилетия Бек преподавал в Колледже еврейской ассоциации в Цинциннати (США), продолжил работу в Лондоне и Иерусалиме. Существуют колледж Лео Бека в Лондоне и исторический Институт Лео Бека по изучению жизни евреев в Германии (в Нью-Йорке, Лондоне и Иерусалиме). Умер Бек в Лондоне.