У них (египтян – А.З.) было множество причин ненавидеть нас и завидовать нам. Прежде всего, то обстоятельство, что когда-то наши предки правили в их стране. Они не хотели перенять наше благочестивое понятие о божестве…Так как египтяне были изнежены и недобросовестны в работах, особенно же преданы удовольствиям и легкой наживе, то в результате получилось враждебное с их стороны отношение к евреям, основывавшееся также на чувстве зависти к их благополучию. Именно, видя, что племя израильское увеличивается и благодаря своей добродетели и трудолюбию становится богатым и пользуется значением, они испугались, как бы оно не овладело ими самими. При этом, благодаря отдаленности времени, египтяне совершенно забыли о заслугах Иосифа, стали крайне надменно обходиться с израильтянами и взвалили на них различные тяжелые работы, тем более что царская власть перешла к новой династии: они поручили им отвести реку [Нил] в разные каналы и соорудить у городов стены и плотины, чтобы вода реки не проникла в города и не обратила почву их в болото. Равным образом они побуждали народ наш строить пирамиды, изучать всевозможные ремесла и привыкать к тяжелым трудам. В продолжение четырехсот лет они несли такое иго; при этом происходило нечто вроде состязания, так как египтяне преследовали цель – во что бы то ни стало извести израильтян тяжелыми работами, а последние хотели показать, что они сильнее всех этих мероприятий. (Из книги ”Иудейские древности” – А.З.)

 

            Комментарий: Вся его жизнь была посвящена упрочению своей личной карьеры, исканию личного счастья. Он искал счастья во всех еврейских лагерях, бросаясь от одной крайности к другой, поочередно переходя от фарисеев к саддукеям, от них к ессеям, от последних обратно к фарисеям, затем еще к зелотам, пока не нашел укромного пристанища у римлян. На поле битвы, где он, в качестве военачальника, должен был отстаивать народное дело с оружием в руках против более сильного врага, где нужно было быть готовым умереть за свободу отчизны, Иосиф, сообразив всю опасность такого положения, предпочел сделаться предателем. Жертвовать своей жизнью ради высших интересов, даже интересов родины и свободы нации—это было выше его сил и понимания. Его, видимо, мучили угрызения совести, поскольку, написав с проримских позиций “Историю Иудейской войны”, в другой своей книге “Иудейские древности” он пропел хвалу своим соплеменникам, а потом попытался оправдать себя в автобиографии “Жизнь”. Спустя два тысячелетия после всех этих событий его измена славному делу борьбы за суверенитет мало кого волнует, зато сами книги и поныне остаются важнейшими источниками информации о той эпохе.

P.S. Почитайте статью об Иосифе Флавие

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*