Существует разновидность ядовитых насекомых, самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Точно так же происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало. Значительный процент в компартиях всех стран мира составляли и составляют евреи. Евреи шли в авангарде русской революции и в течение полувека были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов. Это они виноваты в массовой ассимиляции советского еврейства, это их руками Ленин и Сталин уничтожали нашу древнюю культуру, это они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит, это они расправлялись с верующими евреями, посылая их в лагеря по обвинению в контрреволюции. Мы хорошо помним их собственную судьбу — бывших членов ЦК, ВЦИК, работников карательных органов — революционеров еврейского происхождения: почти все они погибли в тех же самых застенках, куда отправляли своих братьев по крови, оставшихся верными своему Б-гу и народу.
Вот рвешься ты, единственная нить, —
И мне тебя не пережить, конечно,
Как эти две звезды соединить —
Пятиконечную с шестиконечной?
Две боли. Два заданья.
Жизнь идет, —
И все вокруг становится неважным.
Жиды и коммунисты,
шаг вперед!
Я выхожу. В меня стреляйте
дважды.
А. Аронов
Если бы в Петербурге не было Ленина и меня, не было бы и Октябрьской революции…Социалистическая революция – единственное реалистичное решение еврейского вопроса. Если еврейские рабочие и крестьяне попросили себе отдельное государство, это хорошо. Но при Великобритании они его не получили. Однако, если они все-таки его хотят, пролетариат даст им его. Мы сейчас не в почете, но только победивший рабочий класс может им его предоставить… Я не знаю, смогут ли евреи возродиться как нация. В любом случае не может быть никаких сомнений в том, что материальные условия для существования евреев как самостоятельной нации могут быть созданы только с помощью пролетарской революции. На этой планете нет такой вещи, как идея, что у одного больше прав на землю, чем у другого. Создание территориальной базы для еврейства в Палестине или какой-то другой стране возможно только при условия иммиграции туда большого количества людей. Только победа социализма может взять на себя такую задачу. Можно предсказать, что это произойдет либо на основе взаимопонимания, либо при помощи некоего международного пролетарского трибунала, который бы занялся этим вопросом и решил его.
*****
В молодости я был склонен предполагать, что евреи разных стран все-таки ассимилируют и еврейский вопрос исчезнет вроде как сам собой. Историческое развитие последней четверти века не подтвердило этого прогноза. Загнивающий капитализм привел к повсеместному обострению национализма, частью которого является антисемитизм. Еврейский вопрос приобрел наибольшую актуальность в самой высокоразвитой капиталистической стране Европы – в Германии. С другой стороны, евреи разных стран создали свою печать. Они создали язык идиш для адаптации к современной культуре. Необходимо поэтому считаться с тем фактом, что еврейская нация еще целую эпоху будет поддерживать себя в качестве нации. Однако нация не может нормально существовать без собственной страны. Из этой идеи вырос сионизм. Но события каждого нового дня показывают нам, что сионизм не способен по-настоящему решить еврейский вопрос. Конфликт между евреями и арабами в Палестине приобретает всё более и более угрожающий и трагический характер. Я отнюдь не считаю, что еврейский вопрос может быть решен в рамках загнивающего капитализма и под контролем британского империализма. А как же, спросите вы меня, может решить этот вопрос социализм? На этот счет я могу предложить вам лишь гипотезы. Когда социализм станет хозяином нашей планеты или, по крайней мере, наиболее важных ее частей, у него появятся невообразимые возможности во всех областях. В человеческой истории была эпоха великого переселения народов на базе варварства. Социализм же создаст возможность для великих переселений на базе самой передовой техники и культуры. Само собой разумеется, что я говорю не о насильственных перемещениях, то есть образовании новых гетто для некоторых народов, а о перемещениях, на которые эти народы сами согласились, точнее даже, которых они потребовали. Рассеянные по миру евреи, которые захотят снова собраться вместе, получат достаточно обширное и прекрасное место под солнцем. Такая возможность появится и у арабов, и у всех других разбросанных по земле народов. (1937)
*****
Aнтисемитизм был довольно широко распространён в царской России среди крестьян, мелкой городской буржуазии, интеллигенции и более отсталой прослойки рабочего класса. Россия-Мать была прославлена не только её периодическими еврейскими погромами, но также существованием большого числа антисемитских публикаций, которые в те дни пользовались широким распространением. Октябрьская Революция упразднила бесправный статус евреев. Это, разумеется, не значит, что антисемитизм был выметен одним ударом… Все серьезные и уважаемые наблюдатели, особенно те, кто жил среди трудящихся масс длительное время, свидетельствуют о существовании не только старого и традиционного антисемитизма, но и новой советской вариации…В месяцы предшествующие исключению Оппозиции из партии, арестам, ссылкам (вторая половина 1927 года), антисемитская пропаганда приняла совершенно распущенные формы. Лозунг “Бей Оппозицию” часто принимал вил старого лозунга: “Бей жидов, спасай Россию”. Дело зашло так далеко, что Сталин был вынужден выступить с печатаным заявлением, в котором говорилось: “Мы боремся против Троцкого, Зиновьева и Каменева не потому что они евреи, но потому что они оппозиционеры” и т. д. Каждому политически мыслящему человеку было совершенно ясно, что эта сознательно двусмысленная декларация, направленная против эксцессов антисемитизма, в то же время совершенно преднамеренно питала их. Не забывайте, что лидеры Оппозиции – евреи . Таково было значение заявления Сталина опубликованного в советском журнале…Некоторые мудрецы даже обвинили меня во внезапном раздувании еврейского вопроса и в намерении создать своего рода гетто для евреев. Я могу лишь с состраданием пожать плечами. Всю мою жизнь я жил вне еврейского окружения. Я всегда работал в русском рабочем движении. Мой родной язык – русский. К сожалению, я даже не учился читать на идиш. Еврейский вопрос никогда не был в центре моего внимания. Но это не означает, что я имею право быть слеп к еврейским проблемам, которые существуют и требуют решения…Наши потомки будут знать лучше чем мы, что им делать. Я имею ввиду переходный исторический период когда еврейский вопрос как и сейчас ещё актуален и требует адекватных мер от мировой федерации рабочих государств. Очень похожий метод решения еврейского вопроса, который при загнивании капитализма имеет утопический и реакционный характер (Сионизм), при режиме социалистической федерации приобретёт реальное и целительное значение. Это то на что я хотел указать. Как может любой марксист или любой последовательный демократ этому возражать? (Из статьи ”Термидор и антисемитизм ”, 22 февраля, 1937, The New International May 1941. – А.З.)
Комментарий: Его именем называли заводы и города. Творец Октябрьского переворота, предводитель победоносной Красной Армии, ближайший соратник Ленина, неистовый борец за светлое будущее всего человечества — товарищ Лев Троцкий! Но уже после первых его свершений неосторожно высказанная симпатия к этому человеку грозила тюрьмой и даже расстрелом.
К 1937 году Троцкий, никогда не поддерживавший идеи сионизма, пересмотрел свою позицию в отношении «еврейского вопроса». Он осознал, что его убежденность в неизбежности ассимиляции евреев совершенно безосновательна, а еврейский народ нуждается в своей территории. Ему открылся тот факт, что антисемитизм поощрялся в СССР, чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем.
Троцкий одним из первых забил тревогу о потенциальной угрозе, исходящей от нацистского режима. В декабре 1938 года, спустя месяц после Хрустальной ночи (первого массового еврейского погрома на территории Третьего рейха), он предупредил о возможности массового геноцида евреев Европы. Троцкий писал, что даже если войны в Европе не будет, «грядет массовое уничтожение евреев». Разумеется, его пророчество не было тогда воспринято всерьез.
Троцкий считал, что так называемая Белая книга (документ, принятый британскими мандатными властями в 1939 году, и ограничивший еврейскую иммиграцию в Эрец Исраэль) «грозит превратить Палестину в кровавую ловушку для сотен тысяч евреев». Троцкий верно предположил, что британский империализм отказался от своих обязательств перед сионистским движением и пожертвовал его интересами ради укрепления своих позиций на Ближнем Востоке.
Лев Троцкий всю жизнь пытался избавиться от образа нерешительного и мягкого интеллигентного еврея. Большевистское движение ожесточило интеллектуала Троцкого, превратив его в глазах антисемитов в демоническое олицетворение иудо-коммунизма.
Даже в революционных кругах, относившихся к нему с симпатией, Троцкого воспринимали прежде всего как еврея. В 30-е годы понятие троцкизм стало синонимом предательства и превратилось в жупел сталинской пропаганды. «Охота» на Троцкого в годы большого террора предвосхитила трагическую судьбу еврейского народа, который он когда-то так высокомерно оставил.