Газета «Форвертс» № 568 от 13-19 октября 2006 года.

Еврейский антисемитизм – явление, конечно, мерзопакостное…

В ”Форверсте” № 564 опубликована статья доктора медицинских наук И. Киперваса ”Существует ли еврейский антисемитизм”? Я тоже врач и ”как юрист юристу” (читайте как еврей евреям) хочу высказать через газету своё суждение по данному вопросу. Статья напоминает мне школьное сочинение, написанное грамотно, без единой ошибки, но оценённое как неудовлетворительное, ввиду несоответствия содержания заданной тематике. Учитель так и пишет: «тема не раскрыта”, ”неуд”. Бесспорно, еврейский антисемитизм существует давно. Если абстрагироваться от древних времён и перейти в наши дни, то можно привести классический пример еврея-антисемита: вождь мирового пролетариата Карл Маркс. Оба его деда были раввинами. Отец же, которому вероисповедование не позволяло заниматься адвокатской практикой, принял крещение. Маркс мало что знал о народе, из которого вышел, о религии своих предков, да и не хотел о них знать. Его расуждения о евреях полны заблуждений и вымысла. Евреи по Марксу – это не нация, а социальная категория, несущая волею определенных условий ее формирования исключительно негативную, паразитическую смысловую нагрузку. Мерзким евреем-антисемитом можно назвать шахматиста Фишера, по высказываниям которого евреи, дескать, лживые ублюдки, стремящиеся овладеть миром с помощью таких штучек, как Холокост, они совершают массовые ритуальные убийства христианских детей. Трудно поверить, но мать Бобби была еврейкой, его биологический отец – венгерский еврей, а фамилия Фишер досталась ему от отчима. За сложной личностью этого «гениального сумасшедшего» скрывается комплекс чудовищной неполноценности, появившейся из-за сознания того, что он не в состоянии сделать ничего, что не имеет никакого отношения к шахматной доске. Еврейский антисемитизм – явление, конечно, мерзопакостное. Он имеет место быть среди некоторых ”заумных” евреев и не только среди выкрестов. Если кто-то по различным жизненным обстоятельствам порвал с иудаизмом, то это не означает, что он обязательно становится антисемитом. Ссылка автора статьи на С.Ю.Витте ( ” Нет большего юдофоба, как еврей, принявший православие” ) относится не ко всем евреям, предавшим свою религию, а конкретно в контексте характеристики одного человека – В.А.Грингмута, который будучи евреем стал основоположником черносотенства и редактором главной его газеты «Московские ведомости», во время революции 1905 г. систематически призывавшей к еврейским погромам. Не ограничиваясь одной литературной деятельностью, этот деятель лично принимал самое активное участие в создании черносотенных организаций в Москве и по праву считался главою московских погромщиков. Принятие христианства пастернаками, бродскими, менями и галичами, мягко говоря, их не красит. Не сомневаюсь, что наедине с собой они это понимали , потому что ощущали свою ущербность как в обществе иудеев, так и в обществе христиан. Вот уж поистине – свои среди чужих и чужие среди своих! Но называть их, как, например, и ныне живущих Наума Коржавина и Константина Райкина, антисемитами никак нельзя. И это несмотря на то, что откровения последнего о причинax крещения в православие поразительны до отвращения: ” Я ощутил потребность к этому приходу, сознательно, уже совсем взрослым, я решил определиться в этом вопросе. Может, прозвучит смешно, но я боюсь остаться… без учета. Там. Потом. Боюсь не значиться в списках”. Интересно, как бы прореагировал на это сальто-мортале любимого сына Аркадий Райкин ?
Еврейское самоустранение и самоотрицание есть тяжкий грех в отношении своего народа. У многих ассимилированных евреев жива генетическая память народа, память о «кровавом навете», унижениях и скитаниях. Это память страха. И страх перед погромами в подсознании оборачивается страхом перед еврейством. Заманчиво объяснять еврейский антисемитизм нарушением психики того или иного отвратительного для нас субъекта. ”Тому в истории мы тьму примеров слышим”. Так, скандально известный австрйский философ Отто Вейнингер, еврей с крайне неуровновешенной психикой, обличал евреев ( и женщин! ) как носителей зла и…покончил с собой, перейдя незадолго до этого в христианство. Переход в христианство всегда рассматривался ортодоксальной еврейской традицией как страшное преступление, которое нельзя было оправдать даже желанием спасти жизнь. Но не ренегаты – предатели иудаизма делают погоду в еврейском антисемитизме. Как ни парадоксально это звучит, чаще всего еврейский антисемитизм присущ нам, ассимилированным евреям бывшего Союза. Лишившись идентифицирующего признака (вероисповедования), многие евреи стали воспринимать себя частью той страны, стали похожи, даже не различимы от тех народов, рядом с которыми они жили или живут. Немудрено, что некоторые из них приобрели пороки ( замечу в скобках, и достоинства! ) нееврейского населения, прониклись местным антисемитизмом. Антисемитизмом, словно легочной формой чумы, давно неизлечимо больно человечество. Контагиозность этой инфеции очень высокая. Для того, чтобы не заболеть, необходимо предохраняться, нужна спецодежда – вера в еврейство, сохранение ( не исключено и приобретение ) своего еврейского самосознания, т.е. чувствовать себя евреем при любых обстоятельствах. Давайте любить народ, к которому мы принадлежим, трезво видеть свои недостатки и не кликушествовать. Далее. В статье упоминаются фамилии нескольких ассимилированных евреев российской политической элиты то ли с целью показать их в качестве представителей еврейского антисемитизма, то ли, наоборот, сообщить нам, что вот эти евреи не являются антисемитами. Действительно, небезызвестный арабист и антисионист из глубоких советских времён Евгений Примаков, друг и идейный сподвижник Арафата, Абу Мазена, Садама Хусейна и прочая, недруг Израиля и мирового еврейства, просто не может не быть антисемитом по определению. Касаясь Владимира Вольфовича Жириновского ( в девичестве Эдельштейна ), то я, в отличие от автора статьи, не умиляюсь тем, что ”последние его выступления об Израиле были довольно сдержанными”. Я до недавнего времени считал, что его прилюдные и печатные выступления – чистой (грязной!) воды пиар да и только. Как, дескать, не стыдно ему, еврею, подыгривать самым низменным чувствам оголтелых антисемитов; и что они в душе думают о нём самом? Сейчас же я понял, что лучше Леонида Радзиховского (кстати, великолепного журалиста), пожалуй, о феномене В. В. не скажешь: ” За антисемитизмом обычно стоит целый букет: агрессивная неполноценность и зависть, антиинтеллектуализм, мизантропия, попросту – «жлобство» и «мелкое пакостничество».Поэтому вполне понятно, что обычный антисемит всегда будет в восторге от личности Жириновского и простит своему естественному «физиологическому» лидеру даже смертный грех еврейства”. Сергей Кириенко и Михаил Фрадков фигурируют в статье совсем уж с неожиданной стороны. Первый, ”умный еврейский мальчик, став главой атомной отрасли, активно поддерживает строительство атомной промышленности в Иране”. Подразумевается, по-видимому, что в результате ( о, нравы! ) он стал антисемитом, и не каким-нибудь, а еврейским. Смею утверждать, что ”мальчик”, работающий мальчиком по поручению, безропотно выполняющий указания кремлёвского хозяина, мужчиной так и не стал, и поэтому не может восприниматься ни семитом, ни антисемитом. Кстати, из-за несопоставимости личностей Примакова и Кириенко (прошу не загонять меня в антисемитское стойло) публикация в газете их портретов одного размера, с моей точки зрения, не совсем корректна. Второй персоналий ( напомню, действующий глава российского правительства Фрадков ), этот уж настоящий герой, наш человек, т.к. ” в интернете есть данные, что он бюрократическими маневрами иногда тормозит волюнтаристичесие идеи Путина, Грефа, Зурабова, Кудрина”. С каких пор саботаж или неудовлетворительная работа стали положительными качествами политического деятеля еврейского происхождения? ”И будь ты хоть рыжий, злодей из злодеев – ты наш, ты родной, из своих, из евреев…”
Есть ли еврейский антисемитизм в Израиле или США? Лучше сказать: антагонизм между евреями с различными историческими судьбами, культурами и обычаями. Конечно, есть. Почему и в чём это выражается – тема для отдельного, серъёзного разговора. Не могу, однако, согласиться с автором статьи, когда он с лёгкостью необыкновенной характеризует некоторых наших соплеменников, политиков и журналистов, как евреев-антисемитов. На каком основании? Taк, Юлия Нудельмана, ”разоблачителя” Натана Щаранского, не иначе, как явным еврейским антисемитом автор не называет. И хотя ”необыкновенная злоба и упорство в нападках на этого заслуженного человека, которого высоко оценил президент Джордж Буш”, заслуживают осуждения, меня трудно убедить, что ненависть Нудельмана к Щаранскому распространяется и на меня как на еврейского индивидуума. Что же получается? Если, например, хороший (плохой) еврей критикует (злобно ругает) другого плохого (хорошего) еврея, то он непременно должен быть еврейским антисемитом? Позвольте не согласиться. Или я что-то недопонимаю. Чётко очерчена позиция автора по отношению к Леониду Школьнику, и я в целом с ним согласен, но, опять таки, причём здесь антисемитизм. По моему мнению, группа людей (евреев), сплотившиеся под мудрым руководством ”бывшего секретаря обкома” (все мы родом из детства) и бывшего главного редактора газеты ”Форверст” (ничто не вечно под луной), на почве обиды, зависти, мести или просто из-за желания иначе выразить себя, злостно критикуют новых руководителей газеты и попутно все общественные еврейские организации, которые газета поддерживает или с которыми она сотрудничает. Идёт бой за наши души или, если хотите, за выживание журналистской братии. Обида – плохой советчик. Давайте не будем бить ниже пояса ( в конце концов, мы же евреи, господа) и соблюдать приличия. Уважаю позицию нового руководства газеты ”Форверст”, которое спокойно работает, не вступая в деструктивную полемику. Качество газеты улучшается. Не могу сказать, что нет недостатков. Многие из них чисто технические. Для ликвидации описок, повторений, неточностей и т.д. я бы посоветовал редакции ввести «Уголок крохобора» (замечания читателей) и по его материалам в какой-то степени оценивать качество работы своих специалистов.
Неприязнь одного еврея к другому, самоненависть еврея к себе как еврею – явления отвратительные. В недавно созданной интернет-газете ” Мы здесь” ( снова Школьник! ) регулярно охаиваются большинство русскоязычных еврейских средств массовой информации, критикуются издания и журналисты крайне необъективно и недоброжелательно. Так, например, некий (для меня) Владимир Левин (”Еврейский меридиан”) с особенным злорадством вопиёт о газетах ”Новое русское слово”, ”Еврейский мир”, ”Форверст” и др. Его опус ”Газеты для клозета” написан в циничной, оскобительной для коллег форме. Хочу напомнить господину Левину, что лицо журналиста – его порядоность. Любую газету, в том числе и с его статьёй, можно использовать по назначению. Всё зависит от культуры пользователя и от наличия (отсутствия) туалетной бумаги. В этом случае качество бумаги не имеет никакого отношения. Поддерживая автора статьи, хочу высказать своё субъективное мнение, что как журналист В.Л. вовсе не супер ( ”Не супер, дорогой” ! ). Это не Радзиховский, и даже не всеядный мой земляк Стуруа. По сравнению с ними журналист Левин отдыхает. Не буду останавливаться на всех персоналиях, упомянутых автором. Бог им судья. Тема бесконечна для обсуждения, как бесконечен, по-видимому, антисемитизм. На этом заканчиваю уже изрядно затянувшуюся реплику на статью Изи Киперваса. Резюме: статья мне понравилась, есть о чём подумать и обсудить. Обсудить уважительно и конструктивно. (Евреи, давайте жить дружно!) По поводу неудовлетворительной оценки статьи, выставленной мной в самом начале, приношу свои извинения. Не более, чем приём для привлечения внимания читателей.

Анатолий Зеликман, Миннеаполис, Миннесота.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*