Был ли Сталин юдофобом? Часть II
При таком отношении к евреям поразительно выглядит позитивная позиция Сталина по вопросу создания государства Израиль, которая была озвучена Андреем Громыко, на Генеральной Ассамблеее ООН в мае 1947 года: ”Еврейский народ перенёс в последней войне исключительные бедствия и страдания.Эти бедствия и страдания без, преувеличения, не поддаются описанию. Их трудно выразить рядами сухих цифр о жертвах, понесенных еврейским народом от фашистких оккупантов. На территориях, где господствовали гитлеровцы, евреи подверглись почти полному физическому истреблению. Общее число погибших от рук фашистских палачей еврейского населения определяется приблизительно в 6 миллионов человек…
Представители арабских стран указывают на то, будто бы раздел территории является исторической несправедливостью. Но с этой точкой зрения нельзя согласиться хотя бы уже потому, что еврейский народ был связан с Эрец Исраэль на протяжении длительного исторического периода времени”.
Золотые слова и вовремя сказанные! К полнейшему изумлению сионистов, Советский Союз пришел к ним на выручку. Да еще как! Не просто выразил симпатию, а потребовал создания еврейского государства. Обычно Громыко поручалось говорить “нет”. На сей раз, выполняя указание Сталина, он сказал “да”!
Это были далеко идущие планы Сталина: ослабление Великобритании и создание марионеточного государства Израиль. Речь Громыко имела определяющее значение для судьбы Израиля. Она повлияла и на американцев. Президент США Гарри Трумэн принял окончательное решение. Раз уж Сталин твердо решил дать евреям свое государство…
По ряду причин Израиль не пошёл по коммунистическому пути. В течение полувека еврейское государство было предметом жгучей ненависти правителей СССР, олицетворением всего плохого, всех бед человечества, источником мирового злодейства. Само слово «еврей» означало клеймо. Оно стало практически непечатным. Что уж говорить о словах «сионист» или «Израиль», которые кремлёвские вожди выговаривали слюняво-отвратительно, с нарочито неправильным ударением. Советская власть, не решаясь упоминать о “борьбе с евреями”, твердила о “сионизме”. Сионизм – это идея еврейского государства в Палестине. Найти евреев, выступающих против идеи Израиля, – трудно. Почти все евреи – сионисты и на всех можно распространять “страшное” слово, родственное с “сионскими мудрецами”.
Толчком к усилению антисемитизма властей стали массовые произраильские демонстрации московских евреев возле главной синагоги, связанные с посещением ее Голдой Меир. Эдвард Радзинский так описывает встречу первого посла Израиля в СССР, которая торжественно прибыла в Москву 3 сентября 1948 года: ”Невиданная толпа в полсотни тысяч человек собралась перед синагогой, куда пришла Голда Меир. Тут были солдаты и офицеры, старики, подростки и младенцы, высоко поднятые на руках родителей. «Наша Голда! Шолом, Голделе! Живи и здравствуй! – приветствовали её.”
В итоге в сложном положении оказался Вячеслав Молотов, считавшийся преемником Сталина. Уязвим он был со стороны жены-еврейки, Полины Жемчужиной, которая действительно была связана с сионистами в СССР и за рубежом, имела близких родственников в Америке и Палестине. Ненависть Сталина к Жемчужиной усиливалась, ввиду её поддержки театра Михоэлса и других деятелей еврейской культуры, дружеских контактов с израильским послом в Москве. Oчень многие другие партийные деятели и крупные военачальники сталинского времени были женаты на еврейках.
“Кремлевские жены” Молотова и Ворошилова, Андреева, Куйбышева, Поскребышева – наиболее близких и зависимых от Сталина людей, были еврейками. Здесь много причин. Прежде всего в то время редко кто обращал внимание на национальную принадлежность, скорее на классовую. Кроме того, еврейки более активно, чем женщины других национальностей, участвовали в революции, служили комиссарами, работали в партийных, государственных и профсоюзных органах. Создавая новое государство, большевики сутками пропадали на работе. На долгие поиски жен у них просто не было времени. Поэтому ими чаще всего становились женщины, которые работали рядом. Немаловажным обстоятельством было также то, что большинство революционеров вышли из бедных пролетарских и крестьянских семей, и встреча с восторженными девушками совсем другого круга, пламенными большевичками, людьми неизмеримо более высокого образовательного и культурного уровня, не могла не пройти для них бесследно. Кстати, почти все жёны-еврейки из близкого окружения Сталина были им репрессированы как жёны врагов народа или шпионки-сионистки.
Если Сталин не любил евреев, то как же объяснить, что Литвинов, Каганович, Мехлис (похоронен на Красной площади 15 февраля 1953г. в разгар «подготовки депортации»?) были доверенными лицами Сталина. Именем еврея Кагановича он назвал московское метро – витрину технического и эстетического успеха Советов. Сотням генералов и директоров – евреям он доверял ключевые посты. Евреи были поставлены во главе таких важных учреждений, как, например, крупнейшие оркестры или издательства.
Исаак Дунаевский и братья Покрасс были провозглашены эталоном песенной музыки. Три еврея были трижды (!) Героями соцтруда – Ванников Б.Л., Зельдович Я.Б., Харитон Ю.Б. Даже в конце кризисного для евреев 1952 г. Сталин ввел в Бюро ЦК Кагановича, отставив Молотова и Микояна. Все это было бы невозможно, если бы Сталин питал ненависть к евреям. Патриарх советской карикатуры 105 летний Борис Ефимов, брат Михаила Кольцова, безжалостно уничтоженного Сталиным, сказал по этому поводу следующее: ” Можно ли себе представить, чтобы в окружении Адольфа Гитлера нашлось место лицам еврейской национальности? Это исключено. А вот другой выдающийся антисемит не придавал значения подобным пустякам. Сталин был совершенно чужд ”национальной ограниченности”. Он одинаково охотно сажал в тюрьмы и расстреливал русских, евреев, грузин, поляков, латышей, украинцев, людей любого происхождения”.
Вот, что дополняет к этому историк Вадим Кожинов, предвзятые взляды которого по еврейскому вопросу известны: ”В 1949-1952 годах — то есть вроде бы во время разгула “антисемитизма” — лауреатами Сталинской премии по литературе стали евреи А. Барто, Б.Я. Брайнина, М.Д. Вольпин, Б.Л. Горбатов, Е.А. Долматовский, Э.Г. Казакевич, Л.А. Кассиль, С.И. Кирсанов /Корчик/, П.Г. Маляревский, С.Я. Маршак, Л.В. Никулин, В.Н. Орлов /Шапиро/, М.Л. Поляновский. А.Н. Рыбаков — притом они составляли около трети общего числа удостоенных Сталинских премий в эти годы авторов, пишущих на русском языке! Не слишком ли много высоко превознесённых литераторов-евреев для диктатора-“антисемита?!”
Действительно, каждое утро новый день на радио начинался словами: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Песню композитора-еврея Исаака Дунаевского исполнял певец-еврей Марк Рейзен. После этого сразу звучал металлический голос диктора-еврея Юрия Левитана. Таких примеров можно привести множество, когда, казалось, зелёная улица успеха и славы была широко открыта евреям в литературе и искусстве, в промышленности и науке, том числе в ядерной физике, а также в других областях человеческой деятельности.
Тут же следует отметить, что наряду с улицами успеха и славы существовали тогда и грязные переулки позора и отвращения, которые, к сожалению, часто заселяли евреи – следователи ЧК и НКВД, строители и руководители ГУЛАГА и прочая свора. Последние, как и поэты-песенники, выполняли поручения с большим пристрстием, всячески угождая и прислуживая деспотическому режиму ( ох уж эта еврейская привычка – делать работу не абы как!?).
Обывателю безразлично этническое происхождение известного поэта-песенника, он может даже имени его не знать, но если фамилия следователя – изверга была, например, Зеликман, то это запоминается надолго в контексте определённой национальности. Таков менталитет антисемита, ввиду наличия необратимых изменений в его подкорковом сознании, произошедших на генетическом уровне.
И – как бы мы ни хотели, как бы ни переживали! – изменить что-либо невозможно. Между прочим, как говорят бывалые, у арестанта-еврея попасть к следователю-еврею считалось крупной неудачей. Следователь- соплеменник отличался особой изощрённостью, особым желанием унизить, поиздеваться, тем самым желая выслужиться и не быть уличённым в необъективности. В годы Большого террора почти все евреи, служившие Сталину в карательных органах, были уничтожены. И под занавес, 22 февраля 1953 г. по всем областным управлениям МГБ был разослал совершенно секретный приказ СС 17, предписывающий уволить немедленно всех сотрудников еврейской национальности, уцелевших в годы репрессий, вне зависимости от их чина, возраста и заслуг. Царская воля оплатила сполна рвение своих опричников!
Сталин — это не только ”наша слава боевая” и праздничные парады – демонстрации на Красной Площади. Это — лагеря, расстрелы, бесчисленные тюремные вагоны , обездоленное крестьянство, подневольный труд на каналах. Это памятник грозному времени, беспощадной системе насилия, лжи, когда словесно пропагандировались высокие идеалы, а дела и поступки были низменные, античеловеческие. Отсутствовало даже упоминание таких слов, как «свобода» и «демократия», не считая звучащих абракадаврами «свободные выборы» и «страны народной демократии».
Помнится: «мы говорим Ленин, подразумеваем – партия»; читаем «космополит», слышим «еврей». Уместно напомнить, что космополит – буквально значит “гражданин мира”, ратующий за взаимодействие и сближение народов и госудрств. Раньше это считалось почти синонимом слову “интернационалист”, ибо так называл себя Маркс.
Борьба с «безродными космополитами» началась по команде Сталина в конце 1948 года. В печати началась ожесточённая травля людей творческих профессий, деятелей литературы и искусства и, чтобы подчеркнуть их еврейское происхождение, указывались со злорадством настоящие фамилии третируемых, которые скрывались под псевдонимами. Подлые евреи, скрываясь под чужими именами, продавали и предавали русский народ, народ-патриот! Еврей не мог быть патриотом, даже теоретически!
Люди были ошельмованы, уволены с работы, репрессированы. Об усилении антисемитизма говорило и закрытие ЕАК, и аресты в 1948—1949 годах многих известных еврейских писателей. Сейчас как насмешка судьбы звучат слова из приветствия товарищу Сталину на Третьем пленуме Еврейского антифашистского комитете СССР от 2 апреля 1944 года, ибо авторы этого панегирика некоторое время спустя были безжалостно уничтожены «дорогим» Иосифом Виссарионовичем : “Дорогой Иосиф Виссарионович! Мы, представители еврейского народа, шлём Вам, родному отцу и вождю народов… наш пламенный привет и провозглашаем Вам нашу народную здравицу “Яшер-коах”.
Наступили иные времена. Обличители, выступающие с докладами, статьями, высокопарными лозунгами и предложениями, чаще всего были неискренни и выполняли социальный заказ, многие из них в постсталинский период не могли простить себе за проявленное малодушие и цинизм. В одном из интервью известный правозащитник Алексей Симонов сказал о своём отце К. Симонове, боготворившем вождя: ” То, что он в свое время отдал должное той бандитской стране и тому бандитскому руководству, что следовал в ТОМ русле, тоже очевидно. История его доклада в Союзе писателей о космополитах простая, как мычание. Шел 1949 год, год активной борьбы с космополитизмом. Когда Сталин дал указание заняться космополитами, а к ним относили в основном евреев (достаточно вспомнить убийство Михоэлса и разгром Антифашистского комитета), был нанесен первый удар — раскрыты псевдонимы критиков-космополитов, чьи настоящие фамилии оказались сплошь еврейскими.
Следующим шагом должен был стать разоблачающий доклад председателя правления и генерального секретаря Союза писателей Александра Фадеева. Но он запил, и доклад мог сделать один из двух его заместителей — либо Анатолий Софронов, который горел желанием расправиться еще с десятком-полутора неугодных, либо мой отец. Вот и весь выбор, какой был у отца. На самом деле, это был выбор между грязью и подлостью. Тем не менее время альтернативы не предлагало, и отец сделал доклад, о котором всю жизнь сожалел’.
«Дело врачей» было последней масштабной акцией сталинской машины уничтожения – достойный аккомпанемент ухода из жизни «вождя всего прогрессивного человечества». Врачи-изверги, убийцы в белых халатах, подонки, предатели, агенты еврейских и прочих разведок – далеко не полный перечень проклятий в эфире, на страницах газет и журналов. Подготавливался большой антисемитский процесс, более зловещий, чем дело Бейлиса, Холокост сталинского разлива.
Я, будучи тогда 16-ти летним подростком, хорошо помню притихший испуганный говор евреев Бобруйска и окружающих его местечек, неуемный страх взрослых за судьбу своих детей, и хочу сказать, что вопреки существующему сейчас мнению – якобы, никто тогда не догадывался о вине Сталина в имеющих место преступлениях – евреи между собой говорили, что это дело «балабоса» ( хозяина ) и оно закончится, как только он уйдёт «ин дрерд» ( в землю ).
Опять эти умные евреи! И поделом их клеймили, всячески восхваляя русскую патриотку-разоблачительницу! Газеты были полны проклятий в адрес целого народа. Ежедневно публиковались так называемые «Письма к Лидии Тимашук». Над евреями СССР сгущались тяжёлые тучи.
Представим слово знающим и очевидцам. Не могу вновь не процитировать Якова Этингера: ” Он ( Н.А.Булганин – А.З.) в конечном счете сказал, что действительно готовилась депортация евреев из Москвы и из других городов. В конце февраля ему, тогда он занимал пост заместителя министра обороны, позвонил Сталин и велел подогнать к Москве, Ленинграду, Киеву, Минску, Сталинграду, Свердловску, другим крупным промышленным центрам страны железнодорожные эшелоны на предмет депортации еврейского населения. Булганин, как он мне сказал, передал это распоряжение министру путей сообщения. Я спросил у Булганина: были ли какие-нибудь письменные указания Сталина по этому вопросу? Он засмеялся и сказал, что Сталин общался с нами практически каждый день и по большинству вопросов он никогда специальных письменных распоряжений не давал, все это делалось устно. Булганин добавил, что процесс предполагался в марте 53-го года, он сказал, что предполагалась публичная казнь врачей-евреев и неевреев, которые были привлечены по этому делу. Как он выразился, была составлена разнарядка, где, в каком городе, где, в каком месте казнить того или иного профессора-врача. Булганин считал, что за процессом над врачами должен был последовать новый виток массового террора в стране по образцу 37-го года”. Александр Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ»: ”Сталин собирался устроить большое еврейское избиение. Замысел Сталина был такой: в начале марта «Врачей-Убийц» должны были на Красной площади повесить. Всколыхнутые патриоты (под руководством инструкторов) должны были кинуться в еврейский погром. И тогда правительство, великодушно спасая евреев от народного гнева, в ту же ночь выселяло их на Дальний Восток и в Сибирь”.
Итак, было задумано, что казнь врачей и антисемитская пропаганда против “убийц в белых халатах”, митинги на предприятиях должны были привести (а если нет, то организованы властями) к погромным действиям, к расправам с евреями по всей стране. По замыслу Сталина в этот момент должно было быть обнародовано письмо виднейших евреев, адресованное Сталину, с осуждением врачей-убийц и с просьбой депортировать евреев в Сибирь и на Дальний Восток для их спасения от всенародного гнева.
Такое письмо было подготовлено заранее. В нем гневно обличались “изверги рода человеческого”, содержалось решительное требование для них самой суровой кары и просьба к Сталину переселить всех евреев поскорее в отдалённые районы страны с целью спасти от насильственных действий со стороны окружающих. Письмо было подготовлено генеральным директором ТАСС Я.С. Хавинсоном. В составлении письма участвовали также академики М.Б. Митин и И.И. Минц. Эти трое позже собирали подписи под письмом.
Вот отрывки из письма, отправленного ими в редакцию газеты “Правда”: ”Есть люди, которые, выдавая себя за “друзей” и даже за представителей всего еврейского народа, заявляют …будто все евреи связаны между собою общей целью. Эти люди — сионисты… Государство Израиль на деле стало плацдармом американской агрессии против Советского Союза… Интересы каких евреев отстаивает международная сионистская организация “Джойнт”, являющаяся филиалом американской разведки?
Как известно, недавно в СССР разоблачена шпионская группа врачей-убийц. Преступники, среди которых большинство составляют еврейские буржуазные националисты, завербованные “Джойнтом”, — М.Вовси, М.Коган, Б.Коган, А.Фельдман, Я.Этингер, А.Гринштейн, — ставили своей целью путем вредительского лечения сокращать жизнь активным деятелям Советского Союза, вывести из строя руководящие кадры советской армии и тем самым подорвать оборону страны. Только люди без чести и совести, продавшие свою душу и тело империалистам, могли пойти на такие чудовищные преступления”.
Письмо должны были подписать виднейшие представители советской науки, литературы, искусства, культуры еврейского происхождения. Под письмом поставили свои подписи почти все, от кого это потребовали. Некоторые не подписались под этим письмом. Я бы назвал их случайными «неподписантами» и случайно выжившими «героями» благодаря болезни и смерти диктатора, который без сомнения не оставил бы такое без последствий.
Не подписал письмо и Илья Эренбург, осмелившийся написать Сталину и в завуалированной форме как-то возразить , что по тем временам было давольно мужественным поступком.
Думаю, что несведущему читателю будет интересно ознакомиться с письмом Эренбурга к Сталину от 3 февраля 1953 года. Приведу его полностью: ”Дорогой Иосиф Виссарионович, я решаюсь Вас побеспокоить только потому, что вопрос, который я сам не могу решить, представляется мне чрезвычайно важным. Тов. Минц и Марини ознакомили меня сегодня с проектом “Письма в редакцию газеты “Правда” и предложили мне его подписать. Я считаю моим долгом изложить мои сомнения и попросить Вашего совета. Мне кажется, что единственным радикальным решением еврейского вопроса в нашем социалистическом государстве является полная ассимиляция, слияние людей еврейского происхождения с народами, среди которых они живут. Это срочно необходимо для борьбы против американской и сионистической пропаганды, которая стремится обособить людей еврейского происхождения. Я боюсь, что коллективное выступление ряда деятелей советской русской культуры, людей, которых объединяет только происхождение, может укрепить в людях колеблющихся и не очень сознательных националистические тенденции.
В тексте “Письма” имеется определение “еврейский народ”, которое может ободрить националистов и смутить людей, еще не осознавших, что еврейской нации нет. Особенно я озабочен влиянием такого “Письма в редакцию” на расширение и укрепление мирового движения за мир. Когда на различных комиссиях, пресс-конференциях и пр. ставился вопрос, почему в Советском Союзе больше не существует еврейских школ или газет на еврейском языке, я отвечал, что после войны не осталось очагов бывшей “черты оседлости” и что новые поколения советских граждан еврейского происхождения не желают обособляться от народов, среди которых они живут.
Опубликование “Письма”, подписанного учеными, писателями, композиторами и т. д. еврейского происхождения, может раздуть отвратительную антисоветскую пропаганду, которую теперь ведут сионисты, бундовцы и другие враги нашей Родины. С точки зрения прогрессивных французов, итальянцев, англичан и пр. нет понятия “еврей”, как представитель некоей национальности, слово “еврей” там означает религиозную принадлежность, и клеветники смогут использовать “Письмо в редакцию” для своих низких целей.
Я убежден, что необходимо энергично бороться против всяческих попыток воскресить или насадить еврейский национализм, который при данном положении неизбежно приводит к измене Родине. Мне казалось, что для этого следует опубликовать статью или даже ряд статей, подписанных людьми еврейского происхождения, разъясняющих роль Палестины, американских буржуазных евреев и пр. С другой стороны я считал, что разъяснение, исходящее от редакции “Правды” и подтверждающее преданность огромного большинства тружеников еврейского происхождения Советской Родине и русской культуре, поможет справиться с обособлением части евреев и с остатками антисемитизма. Мне казалось, что такого рода выступления могут сильно помешать зарубежным клеветникам и дать хорошие доводы нашим друзьям во всем мире.Вы понимаете, дорогой Иосиф Виссарионович, что я сам не могу решить эти вопросы и поэтому я осмелился написать Вам.
Речь идет о важном политическом акте, и я решаюсь просить Вас поручить одному из руководящих товарищей сообщить мне — желательно ли опубликование такого документа и желательна ли под ним моя подпись. Само собой разумеется, что если это может быть полезным для защиты нашей Родины и для движения за мир, я тотчас подпишу “Письмо в редакцию”. С глубоким уважением…”.
Как прореагировал на это письмо Сталин неизвестно. Он, как всегда, не торопился. Обдумывал вновь выявленные обстоятельства, чтобы в дальнейшем использовать их в своих стратегических, порой изуверских, только ему известных планах. На сакраментальный вопрос: – почему Сталин не уничтожил Эренбурга раньше? – нет вразумительного ответа. По-видимому, необходимость ареста Эренбурга, автора многих хвалебных од узурпатору, в мозгу Сталина созревала в порядке какой-то определённой очерёдности, нашему сознанию неподвластному. Говоря проще, до него, как и до нас с вами, очередь тогда ещё не дошла. Эренбург, хитроумная бестия, знал это, но вынужден был льстить и унижаться: ”пора признать – хоть вой, хоть плачь я, но прожил жизнь я по-собачьи (1962г.)”. Такие были правила игры, когда на кону часто стояли жизни игрока и его близких.
Вернёмся к вопросу, на который мы пытаемся найти ответ. Был ли Сталин юдофобом? Да, если проанализировать масштабы репрессий и откровенных антисемитских компаний сталинского режима, особенно в последние годы жизни диктатора. Нет, если учесть, что Сталин не менее безжалостно относился к другим нациям и народностям , а также если освежить в памяти имена и биографии евреев, обласканных и возвеличенных Сталиным в те окаянные времена.
Суждения противоречивы. Есть аргументы «за» и аргументы «против», взаимоисключающие, неопровержимые. Каждый может сделать для себя определённые выводы в зависимости от собственных пристрастий. Без сомнения, Сталин был вульгарным бытовым антисемитом, что проскальзывало часто в его высказываниях, репликах (даже интонациях) о лицах еврейской национальности. Это подтверждается фактически многими его единомышленниками и родственниками. Факт, недостойный любого нормального здравомыслящего человека, становится вдвойне недостойным и позорным для руководителя такого масштаба, тем более, для вождя многонационального государства и приверженца, казалось бы, интернационального коммунистического мировозрения.
Тем, кто ставит под сомнение политический антисемитизм Сталина, не мешает вспомнить как нелегко было быть евреем в сталинскую и постсталинскую эпоху, например, последующие сорок лет после его смерти: ограничения при приёме на работу и продвижении по службе, поступлении в высшие учебные заведения, при оформлении всяческих допусков, пропусков, выездов, поощрений и т.д. В школах было лучше не дать золотую медаль никому, чем дать её еврейскому ученику; на кафедрах нельзя было оставить талантливого студента-еврея, на заводах – назначить на руководящую должность специалиста-еврея, в литиздате – издать книгу или статью, если автор её был евреем. Советская власть, зачеркнув царскую черту оседлости еврейского населения, нарисовала для него свою черту, жирную черту ограничений. Оглядываясь назад и оценивая события тех времён с позиций сегодняшнего дня, можно сказать, что антисемитская линия Сталина принесла неисчеслимые потери стране и, в конечном счёте, способствовала её развалу.
Представляет интерес суждение о данной проблеме, высказанное русским писателем и учёным Г.В.Костырченко Г.В. (автор книги «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм») в интервью газете «Вести» : ” Говоря о политике антисемитизма в СССР как на бытовом, так и на политическом, государственном уровне, необходимо вначале остановиться на причинах, ее породивших. Важнейшая из них, безусловно, коренится в сформировавшемся в полной мере к середине 30-х годов режиме единоличной власти Сталина. И хотя «Большой Террор» 1937-1938 гг.. стал кровавой презентацией этого режима, я не склонен считать погибших в его огне евреев жертвами государственного антисемитизма: тогда они пострадали не из-за своей национальности, а как представители управленческой элиты, партгосноменклатуры Советского Союза.
Другая, менее значимая причина связана, на мой взгляд, с субъективным, личностным фактором – отношением самого Сталина к евреям. Многие исследователи явно спекулируют на вопросе – был ли Сталин в душе антисемитом или нет, пытаются представить его в качестве главного. Такая постановка проблемы контрпродуктивна хотя бы уже потому, что дискутировать можно сколько угодно, а к однозначному ответу так и не придти”. Что касается наличия плана массовой высылики евреев, то Костырченко придает самое решающее значение наличию или отсутствию документа. Он в архивах не нашел никаких документов, которые бы свидетельствовали о том, что такой план был разработан и готовился. Другого мнения, по-моему, вполне справедливо придерживается известный писатель Аркадий Ваксберг: ” Сталин вообще не замечен ни в одном публичном антисемитском высказывании. Вообще все было прямо наоборот. Если существуют его какие-то публичные высказывания и то, что опубликовано в собрании его сочинений незавершенном, то это только осуждение антисемитизма.
Его слова расходились самым решительным образом с его политической практикой, реальной практикой. Это первое. Второе: наличие или отсутствие документов влечет за собой целую цепочку следующих размышлений. Я задаю прямой вопрос: а есть какой-нибудь письменный документ о том, что Сталин подготовил убийство Троцкого? А есть какой-нибудь документ письменный о том, что именно он распорядился казнить своих бывших противников-оппозиционеров? Есть какой-нибудь документ, где он распорядился уничтожить Михоэлса? Никакого документа нет, но ведь это никем не оспаривается из серьезных исследователей, в том числе и самим Костырченко”. Что же остановило карательную машину? Случай. Смерть Сталина 5 марта 1953 года, в дни еврейского праздника – Пурима, олицетворяющего чудесное избавление евреев от уничтожения. Она сорвала намеченный и почти готовый открытый судебный процесс, следующий за ним тотальный террор и депортацию евреев.
И всё таки, был ли Сталин юдофобом? Тому, кто, прочитав эту статью, ещё не определился с ответом, могу посоветовать вернуться к её началу. Бесспорно, что юдофилом Сталин уж действительно не был, как и окружающие его приспешники, многие из которых здесь процитированы. Живёт ли вообще юдофил в нашем с вами окружении? Подскажите, на какой улице, в каком доме? Хочу познакомиться.
А. Зеликман
21-03-2007