Я настоял на переселении негров [обратно в Африку], и я буду продолжать. Моя Декларация равенства связана с этим планом [переселения]. Несовместимость двух разных белых народов намного меньше, чем двух разных народов — белых и черных… Я не могу представить большего бедствия, чем интеграция негра в нашу социальную и политическую жизнь в качестве равного нам… В течение двадцати лет мы сможем мирно переселить негра … в условия, в которых он сможет в полной мере стать человеком. Этого он никогда не сможет сделать здесь. Мы никогда не сможем достичь идеального объединения, как мечтали наши отцы, с миллионами чужестранцев, низшей расой среди нас. Я намерен заявить, что ни в коей мере не являюсь и никогда не являлся сторонником общественного и политического равенства между белой и черной расой. Я не выступаю и никогда не выступал ни за предоставление неграм права голоса или права быть членами жюри присяжных, ни за то, чтобы они имели право возглавлять правительство, ни за то, чтобы они заключали браки с белыми. В дополнение к этому я должен заявить, что между белыми и черными существуют такие физические различия, которые навсегда исключают возможность совместного проживания двух рас на условиях общественного и политического равенства. Ввиду того, что эти две расы не могут сосуществовать как равные и поскольку сейчас они проживают совместно, между ними должно наличествовать отношение господства и подчинения. Как и любой человек, я выступаю за то, чтобы белая раса занимала господствующее положение. Моя высшая цель в этой схватке — спасение Союза… Если бы я мог спасти Союз, не освободив ни одного раба, я бы это сделал; если бы я мог спасти Союз, освободив всех рабов, я бы это сделал; если бы я мог спасти Союз, освободив лишь часть из них … я бы так и сделал. ( Великий Линкольн в неожиданном неполиткорректном ракусе! Из письма к Хорасу Грили от 22 августа 1862 г. Источник: статья Сони Турчинской ”О бедном Линкольне замолвите слово” в журнале ”Заметки по еврейской истории” – А.З.)
*****
Вернуть евреев на их родину – это благородная мечта, которую разделяют многие американцы. Я сам уважаю евреев… и не имею возражений против того, чтобы помочь им. (Из выступления в 1863 году – А.З.)
Комментарий: Вспомним удивительные слова, произнесенные в поминальной речи после гибели президента Авраама Линкольна раввином Бенджамином Шольдом: «Для нас, евреев, Линкольн имел особую значимость. В ходе истории у нас было много отечеств. И нигде мы не знали свободы. Мы обрели свободу лишь здесь, в Соединенных Штатах. И Линкольн был настолько привержен свободе, что мы можем считать его истинным сыном Израиля…» Знакомство с еврейской средой возбудило в нем интерес, а потом и уважение к еврейскому наследию. Он изучил иврит. Настолько, что читал и изучал книги Танаха в оригинале. Обладая феноменальной памятью и поистине энциклопедической эрудицией, в своих речах президент Линкольн (он был непревзойденным оратором) часто цитировал изречения мудрецов, в том числе — и слова еврейских пророков. Почти всю книгу Теилим (Псалмы царя Давида) он знал наизусть. Считается, что Линкольн, в отличие от большинства его сограждан того времени, не был заражен антисемитскими предрассудками, поэтому его приход к власти называют переломным моментом в истории американских евреев. К евреям, как и к любой другой этнической или конфессиональной группе, считал президент, не следует относиться хорошо или плохо просто по факту их происхождения. Они такие же американские граждане, как и христиане, а потому имеют те же самые права и привилегии, гарантированные Конституцией. Этнический и религиозный плюрализм, считал Линкольн, является залогом успешности американской демократии. Можно сказать, что Авраам Линкольн был первым президентом, проводившим политику «плавильного котла». Стремясь завоевать максимально широкую популярность, он старался добиться расположения среди разных этнических групп населения, в том числе и среди евреев. Так, несмотря на оппозицию в своем окружении, Линкольн в 1862 году назначил раввина Джейкоба Франкеля первым официальным военным капелланом армии Федерации.