Не много ли мы спорим? И спорим ли? Может быть лучше нам потолковать о чем-нибудь не столь грустном? Как говорил в подобных случаях Тевье, молочный еврей Шолом-Алейхема (это ”полузабытый” вами Рабинович): “Давайте поговорим о более веселых вещах”. Ваши панегирики еврейскому народу меня не убеждают, а менее подготовленному еврею, чем я, льстят донельзя. Моё письмо к вам открытое, поэтому не могу не привести для интересующейся братии несколько ваших ”мудрых” изречений. ”Я искренно считаю, что евреи действительно умнее нас. Нас – это в смысле любых гоев. Именно поэтому они и составляют заметную часть элиты в любой стране, где евреи есть, а преследование евреев не очень сильное. Поэтому – а не в силу деятельности масонских лож или тайного мирового правительства” (Кн.1, стр. 204); — ”Европейские народы оказываются не в состоянии увидеть – они столкнулись с народом передовым. С народом, по сравнению с которым сами они – многочисленное и сильное, но вместе с тем жалкое туземное племя” (Кн.1. стр. 229); — ”Огромное большинство евреев даже не задумывается, что другие люди вовсе не обязаны разделять их племенные представления. Они живут, словно их культура обязательна для всех. Иногда кажется, что русские вообще не очень понимают: евреи это совсем особый народ… Русские так и не поняли, что рядом с ними в составе Российской империи, живут люди ДРУГОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ” (Кн. 2, стр. 215). Ну, как? Алаверды! Суждения двойственные, но завораживают. Не будем прельщаться общими рассуждениями. Ибо в каждом отдельном случае при упоминании конкретной еврейской личности вами или даётся ей отрицательная оценка, или же её высказывания используются для охаивания еврейского племени. Книга ваша, г-н Буровский, образчик литературной и исторической казуистики. Прочитав её, каждый может сделать свои выводы в зависимости от интеллекта и уровня подготовки. Но меня, старого воробья (еврея) на мякине не проведёшь. Готовясь к виртуальной встрече с вами, я ознакомился с множеством рецензий (откликов) на вашу книгу. Наиболее созвучна моему пониманию аргументированная реплика доктора исторических наук Бориса Клейна в газете ”Форвертс” № 566 от 29 сентября 2006 года ”Опасная еврейская близорукость”. Рецензент из Вайоминга считает (я с ним полностью соглашаюсь), что вдаваться в полемику с вами – напрасный труд, ибо, как свидетельствуют написанные вами тексты, вы ”являетесь закоренелым, натренированным и опасным ненавистником евреев и Израиля”. Согласен также с коллегой, что публикация пространных статей В.Люлечника (их было уже 4, а сколько ещё будет) в еврейской газете – недоразумение, тем более, что материал для газетных статей он переписывает из вашей книги, не вникая в истинный смысл написнного. Не будем однако оспаривать право редакции газеты печатать то, что она считает нужным. Позвольте закончить открытое письмо к вам словами русского писателя и философа Василия Розанова, который будучи убеждённым антисемитом (для вас это не менее значимый авторитет, чем другой Василий – Шульгин), незадолго до смерти, испытывая ”угрызения совести”, попросил сжечь свои книги, содержащие нападки на евреев, и написал покаянное письмо еврейскому народу: ”Страшны, конечно, не пороки евреев; кому опасны пороки? В пороках сам сгниёшь. Страшны их (евреев) колоссальные исторические и социальные добродетели. Вот, что мне жжёт душу. Не могу никуда уйти от этого жжения…Я за всю жизнь никогда не видел еврея, посмеявшегося над пьяным или над ленивым русским. Это что-нибудь да значит среди оглушительного хохота самих русских над своими пороками…Я часто наблюдал удивительную, рачительную любовь евреев к русскому человеку и русской земле. Да будет благословен еврей! Да будет благословен и русский!…Живите, евреи, я благославляю вас во всём, как было во время отступничества (пора Бейлиса несчастная), когда проклинал во всём…На самом же деле, в вас, конечно, “цимес” всемирной истории… Я нисколько не верю во вражду евреев ко всем народам… Благодарную и великую нацию еврейскую я мысленно благославляю и прошу у неё прощения за все мои прегрешения, и никогда дурного ей не желаю и считаю первой в свете по значению”. Никогда не поздно покаяться и очиститься от грехов мирских. Надеюсь на это уже в очередной вашей книге. А пока, как сакраментально изрекал известный литературный персонаж: ” Не надо оваций”! Будьте благоразумней… Осторожно – антисемитизм! Анатолий Зеликман, автор заметок на полях вашей книги