Исполнилось 10 лет со дня смерти Говарда Фаста (Мелвина), известного американского публициста и писателя, умершего в возрасте 88-и лет.  Его книги выходили большими тиражами в Советском Союзе, где Фаст считался одним из крупнейших американских писателей. Ныне полузабытый автор пользовался большой популярностью среди  читателей.  В 1953 г. он был награжден Сталинской премией за укрепление мира. В 1956 г., после официального признания в Советском Союзе фактов сталинских репрессий, в том числе против деятелей еврейской культуры, Фаст демонстративно вышел из компартии США. О причинах своего разрыва с коммунизмом он рассказал в книге «Голый бог» (1957).  Мы помним, что  в книге Фаст рассказал, как вскоре после смерти Сталина первая группа советских писателей отправилась в поездку по США. В их числе был Борис Полевой – автор “Повести о настоящем человеке”, будущий редактор журнала “Юность”. В Америке Говард Фаст спросил Полевого: “Куда девался Лев Квитко, с которым я подружился в Москве и потом переписывался? Почему он перестал отвечать на письма? Здесь распространяются зловещие слухи. “Не верь слухам, Говард, – сказал Полевой. – Лев Квитко – жив-здоров. Я живу на одной площадке с ним в писательском доме, и видел его на прошлой неделе”. Между тем, Л.Квитко был уже тогда репрессирован. Такова была ”правда” советского режима.

      Фамилия писателя происходит не от английского «fast», а от названия городка Фастов недалеко от Киева, откуда в конце позапрошлого века мальчишкой был привезен отец писателя. Говард Фаст вырос в еврейском квартале Нью-Йорка. Еврейская тематика, всегда волновавшая Фаста, неразрывно связана для него с «борьбой за свободу и достоинство человека». Роман «Хаим Саломон — сын свободы» (1941) посвящен еврейскому финансисту, поддерживавшему американскую революцию. Историко-популярные книги «Роман о народе» (1941), «Картины еврейской истории» (1942), «Евреи — рассказ о народе» (1968), «Мои прославленные братья» (1948) полны увлекательности  повествования и нескрываемой любви к еврейскому  народу.  Прочитаем некоторые  высказывания Говарда Фаста о евреях и Израиле:

*****

Со времен императора Константина вплоть до Французской революции (а в Германии и России и много лет спустя) деньги и умение использовать их в своих интересах были для евреев главным средством выживания. Но се легенды о еврейском ростовщичестве, которые подхватила и распространила целая армия писателей, игнорирует одно важное соображение: если евреи чуть ли не поголовно были алчными и бессовестными ростовщиками, которыми их представляют, то почему христиане обращались к ним за деньгами? Ответ на вопрос очевиден: ростовщик-христианин ссужал деньги под процент, который был в десять или двадцать раз выше, чем у евреев… Евреи, вынужденные заниматься ростовщичеством, привнесли доверие и порядочность в сферу, которая изначально была лишена и того и другого, что позволило им к концу существования Диаспоры создать крупные международные банки.

 *****

 Трагическое заблуждение евреев по вопросу о характере цивилизации проистекало из самой основы их собственной культуры: иудаизм ценит человеческую жизнь выше, чем любая другая известная человечеству религия или философия. Талмуд полон рассуждений о святости человеческой жизни, в еврейских семьях благоговеют перед жизнью, еврею противна самая мысль о возможности нанести ущерб другому человеку. Ортодоксальные евреи и хасиды верят, что в глазах Бога всякая человеческая жизнь бесценна, и поэтому лишить кого-либо жизни в защиту собственной – не менее преступно, чем убийство другого человеческого существа

****

Израилю не повезло в том смысле, что обширные запасы нефти находятся в окружающих его арабских государствах, а не в его земле, и что эти запасы являются яблоком раздора великих держав. Если разум и воля к миру возобладают, Израиль будет жить, процветать и внесёт свой вклад в будущее рода человеческого. Никто не знает в каком направлении пойдёт история дальше, но едва ли можно ожидать, что в обозримом будущем, как и в сохранившемся в памяти прошлом, история евреев лишится притягательности творческого духа и страсти. Быть евреем – не повод для отчаяния и депрессии. Отчаяние и ужас, которые еврейскому народу пришлось пережить, результат не того, чем он является, а того, что сделал с ним христианский мир, а раз так, значит, быть евреем – некое чудо. Это не сознание своего превосходства или неполноценности, это сознание того, что ты в какой-то мере посторонний, что у тебя всегда есть своя особая точка зрения, что по крайней мере некоторые евреи видят вещи яснее других именно потому, что смотрят на них со стороны. Мир нуждается в посторонних. ( Из книги ”Евреи.  История народа”, 1968  – А.З.)

*****

Кaк слaдостно и зaхвaтывaюще звучит это: “шaтры твои, о Яaков” и “жилищa твои, о Изрaиль”! Мы любим мир. Недaром с незaпaмятных времен мы приветствуем друг другa словом “Шaлом!”, что ознaчaет “мир”, и нa это приветствие следует ответ: “Алейхем шaлом’”, то есть “и вaм мир!” Не знaю, кaк у других нaродов, a у нaс, когдa мы поднимaем кубки с вином, есть однa только здрaвицa “Лехaим!”, что ознaчaет “зa жизнь”, ибо нaписaно, что нет ничего священного, чем Мир, Жизнь и Спрaведливость. Mы – мирный народ и терпеливый народ. И у нас долгая память. Мы навсегда запомнили, что рабами были мы в Египте. Мы не ищем славы в войне, и только у нас одних нет наёмников. Но наше терпение не беспредельно. (Из книги ”Мои прославленные братья”. 1948 – А.З.)

 Материал подготовил Анатолий Зеликман     www.zelikm.com 

Газета ”Еврейский мир” № 1088 от 28 марта 2013 года 

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*