Да, незаметно подошел юбилей: 70 лет назад «сапогом на лицо» (Оруэлл) наступил 1937 год.
Вольно или невольно, но о юбилее вспомнил и президент. 11 января, встречаясь с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Путин сказал следующее:
«… далеко не все люди находятся справедливо в местах лишения свободы. Вот в чем проблема, и эта проблема еще с 37 года у нас сидит в сознании».
На самом деле «эта проблема у нас засела в сознании» гораздо раньше, но «оговорка» про 1937 год в январе 2007-го, наверное, не случайна…
После страшного отравления Литвиненко, после того, что англичане все увереннее обвиняют в этом бывших (?) офицеров ФСБ Ковтуна и Лугового, а Россия – по оценке английских СМИ – не дает британским следователям еще раз допросить этих подозреваемых, после всего этого невольно (и с огромным внутренним сопротивлением!) встает вопрос: много ли изменилось в практике работы наших спецслужб?
Начало 2007 года поставило в этом плане довольно показательный эксперимент.
Как известно, по обвинению в организации убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова арестован некий банкир Алексей Френкель.
При аресте он, по уверениям адвоката, был жестоко избит. Правда, кажется, внешних следов избиения врачи не обнаружили. В СМИ мнения раскололись. Одни эксперты указывают, что Френкель – банкир с темной репутацией (в частности, пишут, что через «его» «Содбизнесбанк» проходил выкуп за Виктора Фабера – похищенного и убитого заместителя гендиректора КамАЗа. В общем, вроде бы, «Содбизнесбанк» был такой бандитской «прачечной». Кстати. Если слухи о роли Френкеля в отмывании денег, полученных убийцами Фабера, верны, то это своеобразный ответ сторонникам теории о «еврейской солидарности»). Другие эксперты утверждают, что Френкель, может быть, имеет и не самую безупречную репутацию, но человек крайне осторожный и пойти на такую самоубийственную авантюру, как «заказ» первого зампреда ЦБ, не мог ни при каких обстоятельствах.
Что в связи со всем этим можно сказать?
Только одно: «А все-таки она вертится». И вертится вот уже 70 лет. И вертится все-таки недаром!
Сегодня адвокат открыто спорит с прокуратурой – и небезуспешно. Сегодня банкиры, депутаты и т.д. открыто выражают несогласие с прокуратурой – и очень может быть, что «дело Френкеля», которым уже хвастается прокуратура, лопнет как мыльный пузырь.
«Ну и что тут такого? – может спросить читатель. – А разве это не само собой разумеется? Естественно, спорят с прокуратурой – что они там, боги, что ли? Спорят и по должности (адвокат), и по желанию. И могут переспорить. Самоочевидная норма жизни…»
Все так. Но стоит вспомнить, что это, увы, далеко не «самоочевидно».
Реакция «общественности» на аресты в 1937 году известна – «Расстрелять как бешеных собак!». Точка и ша.
Тут читатель может вообще с возмущением спросить: «Что этот Радзиховский – сам с ума спятил или нас за дураков держит?! О чем вообще речь: сравнивать нашу жизнь, со всеми ее уродствами, с милицейским беспределом и т.д. и т.п. – и 1937 год!!!»
Так и слава богу! И лишний раз почувствовать: а) от какого ада нас отделяет ничтожное в общем-то – по историческим меркам – время и б) как все-таки широка и велика эта пропасть – всегда полезно.
Ну, а теперь пару слов про сам 37-й год.
37-й и евреи – громадная тема.
В России любят ссылаться на какое-то высказывание Черчилля о том, что, мол, Сталин заставил «империалистов» воевать друг с другом и воспользовался от этого выгодами. Это, конечно, сильное преувеличение: да, Сталин воспользовался помощью Англии/США, но жертвы СССР были несопоставимо больше (другое дело, что Сталину было сто раз плевать на эти жертвы – «бабы новых нарожают!»).
Но вот то, что Сталин заставил евреев истреблять евреев и класть к его сапогам штабеля трупов, – это точно. Может быть, об этом и не думал «интернационалист» Сталин в 1937-м… А может – и думал! С его замечательным «чувством садистического юмора».
Но из еврейской истории не выкинешь 1937-й – один из крайних случаев, когда евреи беспощадно истребляли евреев… ради злой усмешки тирана. Разумеется, среди палачей и жертв (а тогда почти все палачи становились очень быстро жертвами) 1937-го были люди всех национальностей, истребление в «красном гестапо» шло не по национальному признаку. Но все же не зря антисемиты до сих пор благодарны Сталину за 37-й год – действительно, тогда еврейская элита СССР была уничтожена. И во многом уничтожена своими собственными руками…
На 1. 1. 1937 среди высших руководителей НКВД (нарком, его замы, начальники отделов Главного управления госбезопасности) евреев было 2/3 – 12 из 18. Пожалуй, больше, чем в любом другом ведомстве… На 1. 1. 1938 – 11 из 17. На 1. 1. 1939 – ни одного еврея из 11 высших руководителей.
При этом костяк разведки по-прежнему составляли евреи. Но командовали госбезопасностью теперь не они. «Еврейская номенклатура» истребила себя, дорога к государственному антисемитизму была открыта.
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №2 (324), 2007 г. – http://www.e-slovo.ru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*