Визит Ахмадинеджада в Минск, трогательные объятья этих «Пата и Паташона» (президент Ирана ровно по плечо президенту Белоруссии) – неизбежная вещь.
«Страны-изгои – соединяйтесь». Вот и соединяются, спиной к спине.
Впрочем, больше на словах имитируют соединение – назло тем, кто их величает изгоями. Реальной основы для экономического союза у них нет, хотя поставки оружия из Белоруссии и были и будут. Психологическая основа для объединения тоже специфическая – общие враги дают основу для дружеского разговора, но других точек «человеческого соприкосновения» почти нет.
Тем не менее, попытки выстраивать «союз антиамериканистов» есть. В связи с этим встает несколько вопросов.
Для «ЕС» интересно, как это отразится на евреях в Белоруссии. Полагаю – никак. В 1939 союз с Гитлером не привел к появлению государственного антисемитизма в СССР (хотя наркомат иностранных дел от евреев, кстати, начали чистить именно для удобства контактов с немцами). В Белоруссии государственного антисемитизма нет. И не будет – это «батьке» совершенно не нужно. Народ Белоруссии на этой основе дополнительно, видимо, не сплотишь, а новые проблемы с Европой наживешь. Зачем? Незачем. А Александр Григорьевич – человек весьма прагматичный.
К тому же надо добавить, что и сам «осквернитель Холокоста», в отличие от Гитлера, не устает повторять, что он – не антисемит, что против евреев ничего не имеет.
Так что, наверное, евреям в Минске, мягко говоря, неприятен приезд Ахмадинеджада, но ничем им конкретно эта трогательная дружба не грозит. Во всяком случае – сегодня.
Более интересная тема – место России в цепи «Минск-Тегеран».
Географически оно, понятно, центральное.
Ну, а политически ?
И Белоруссия и Иран – «горячие союзники» Москвы. Союзники, про которых говорят – «избави меня, Г-поди, от таких друзей, а с врагами я и сам справлюсь».
И Белоруссия и Иран легко распинаются насчет «великой дружбы» – и еще легче «кидают» Россию, то с газом, то с оплатой строительства атомных электростанций. Но Россия всегда разговаривает с ними совсем не тем голосом, что с Эстонией, скажем …
«Свои»!
В каком, собственно, смысле – «свои»?
В том, что их США терпеть не могут, а они говорят про США «все, что вы хотели, но не решались», и Россия тихо радуется, их слушая?
В том, что на фоне этих изгоев Россия в глазах Запада выглядит «почти прилично» и сама себе кажется белой и пушистой?
В том, что они «не лезут» во внутренние дела РФ, не задают неприятных вопросов?
Или нерасчленимое единство всех этих (и многих других) смыслов? В конце концов, они «свои» для России примерно по тем же самым основаниям, по каким они и друг друга считают «своими».
Но довольно ли этого, чтобы Россия и формально постаралась закрепить отношения с «союзниками»?
Вопрос интересный.
Здесь есть определенный соблазн.
Ведь заключив – в любой форме! – союз с Ираном и Белоруссией, Россия сразу фиксирует «цепь», геополитическую ось – от Тегерана до Минска, цепь, входящую в сердце Европы. «Невинные шалости», игры между Белоруссией и Ираном становятся реальным союзом. И разумеется, «решающим звеном цепи» оказывается именно Россия. Она разрывает «внешнеполитическую изоляцию», становится мрачным (а значит – важным!), угрожающим игроком на международной сцене. Почти восстанавливает «отрицательное величие» СССР. Причем, такое удовольствие может считаться почти бесплатным – Иран по крайней мере, в русских деньгах не нуждается.
Вообще такая «сильная рокировочка» разом наклонила бы всю мировую шахматную доску. К ее краю заскользили бы не только белые кони (ясно, что Россия тут играет черными), но и ферзь и король … Наконец-то, РФ завоевала бы внимание со стороны США, которого ей так остро и мучительно не хватает.
Наиболее отморожено-евразийская группа российской элиты без сомнения вскричит «да ! О, да! Наконец-то!». Но надеюсь (уверен!) что голос Путина в этом «хоре больных» мы не услышим.
«Назло врагам» встроиться в ось зла и замахнуться этой цепью зла на весь их проклятый-высокомерный-сытый и гнилой мир!.. Повторяю – есть такой «романтический соблазн». Однако, цена непомерная.
ВСЕРЬЕЗ испорченные отношения с тем самым Западом. Тогда мы – ВРАГИ. Причем, враги без цели, без «перспективы»: ведь воевать-то никто не может. Даже полноценную холодную войну РФ не потянет.
Кроме того, это значит испортить отношения не только с Западом, но и с Востоком – прежде всего с Китаем. Китай, которого в России боятся (и потому даже лишний раз вслух не называют), поддерживает внешне нейтральные отношения с Ираном – но, фактически совсем не в восторге от растущей агрессивности исламского мира. Ну, а если к этому миру присоединится Россия, то Китай встревожится по-настоящему – и пойдет на сближение с США.
Поэтому – «страшен сон, да милостив Б-г». Россия будет исподтишка (как и сегодня) поддерживать изгоев – но сама в их число не войдет. А раз так, то и все «союзы отверженных» так и останутся чисто виртуальными.
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №20 (342), 2007 г. – http://www.e-slovo.ru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*