Имеет ли политический кризис на Украине специфическое «еврейское измерение»?
Самые большие еврейские общины в Европе были на Украине, в Прибалтике, Польше, Венгрии, Румынии. Соответственно, в этих же странах был самый свирепый антисемитизм, что особенно ярко проявилось во время второй мировой войны. Национальные герои Украины – от Хмельницкого до Бендеры – прославлены своим яростным антисемитизмом. И думаю, что киевские евреи смотрят на статую Богдана Хмельницкого примерно с таким же чувством, с каким берлинские евреи смотрели бы на статую … угадайте сами кого, а я называть не стану – во избежание дипломатических скандалов.
В ХХ веке антисемитизм составлял одну из главных линий политических событий на Украине. Революция 1905 года подняла мощную погромную волну не по всей Российской империи, а почти исключительно на Украине – от Киева до Одессы. Революция 1917 и гражданская война означали настоящий геноцид евреев Украины – самыми зверскими способами были уничтожены сотни тысяч мирных людей. Да, убивали и белые рыцари, и конники Буденного, а главным образом – простые «бандиты без погон». Но без сочувствия (массового!) местного селянства это было бы невозможно.
Все это общеизвестно. Менее известно, что последний еврейский погром на Украине произошел … в Киеве в 1945 году! (Желающим узнать подробности советую найти книгу Г.Костырченко «Тайная политика Сталина», где этот случай подробно описан.). Наконец, известно, какой глухой, заскорузлый, провинциально-тупой антисемитизм царил в советской Украине.
Такие вековые традиции не забываются и не исчезают в одночасье. Больше того – история давит как бы сама по себе. Украинцы не немцы, украинцы (как и прибалты) пришли бы в бешенство при одной мысли, что они должны за что-то извиниться перед евреями! «Пусть сперва эти ж… евреи извинятся за голод, который их комиссары устроили в украинских селениях в 1933 году!». В общем, ясно, что история, как обоюдоострый меч, лежит между евреями и украинцами.
И тем не менее история евреев (а их там до ста тысяч) на новой Украине сложилась на удивление мирно и благополучно. Подъем национального сознания в 1990-е годы не стал подъемом антисемитизма – во всяком случае, антисемитизм, вопреки ожиданиям многих, не оказался главным элементом национально-демократической идеологии на Украине. Наверное, дело в том, что таков дух времени. Может быть, еще и потому, что Украина хочет быть все-таки европейской страной, а может, потому, что не до евреев тут, когда главная борьба украинских националистов ведется против Москвы. Но как бы то ни было, а факт остается фактом.
Как положено, еврейская интеллигенция приняла активное участие во всех политических событиях (включая, конечно, и «революцию-на-майдане»). Как водится, в свободной Украине еврейские олигархи (Пинчук, Суркис, Рабинович) вышли на первые роли. Как нетрудно догадаться, евреи оказались на видном месте среди местной политической элиты – даже премьер-министром одно время был еврей Ефим Звягильский, можно вспомнить еще мэра Одессы Гурвица, министров последнего правительства Червоненко, Жвания. В общем, классик высказался вполне удачно: «Пожал плечами Тарас Бульба, подивился бойкой жидовской (извините – XIX век! – Л.Р.) натуре и отъехал к табору».
Ясно, что все эти олигархи, депутаты, министры оказываются замешанными во все обязательные коррупционные скандалы, ясно, что в ходе политико-экономической борьбы по отношению к ним разыгрывается и национальная карта, звучат стандартные рассказы из серии «евреи скупили Украину» – ну, в общем, все как всегда.
Но! Решающее значение имеет то, что юдофобский бред до последнего времени не являлся важной, а тем более центральной составляющей политического сознания Украины. Этим, кстати, Украина-2005 отличается от Москвы-1993, где один из основных лозунгов «патриотов» сводился к самой простой юдофобии.
На Украине евреи более или менее равномерно были представлены и среди сторонников Януковича, и среди «демократов Ющенко». Конечно, между настоящими «западенцами», прямыми наследниками Бендеры, евреев не было – но даже активисты УНА-УНСО не строили и не строят свою пропаганду вокруг еврейского вопроса: для них куда реальнее «русский вопрос». Другое дело, что в условиях революционной ситуации все быстро меняется.
Каков прогноз для украинской еврейской общины?
Обострение политической борьбы всегда на руку отдельным евреям, которые умеют и любят (как и авантюристы всех национальностей) ловить рыбу в мутной воде. Обострение политической борьбы всегда опасно для большинства евреев, которые легко могут оказаться «козлами отпущения» в чужой драке. Число грубо юдофобских статей в центральной (отнюдь не маргинальной!) украинской печати растет как снежный ком – при гробовом молчании властей. Ясно и то, что эту карту легко может разыграть любой популист, например та же «панночка» Тимошенко …
И все же я думаю, что евреям Украины предстоит много пусть неприятных, но не трагичных переживаний.
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №36 (259), 2005 г. – http://www.e-slovo.ru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*