Одно из обвинений антисемитских – отчего так много евреев среди Нобелевских лауреатов или Ленинских лауреатов, почему так много академиков или артистов народных, почему в Голливуде так много и так далее. Это от этого – люди берут те планки, которые не могут взять другие люди, не оказавших в этих экстремальных условиях… Я вспоминаю очень хорошее высказывание Шимона Переса, я его как-то интервьюировал несколько лет назад, как раз это было в разгар надежд на мирный процесс, а он был одной из ведущих фигур этого процесса, чего ему многие сейчас не могут простить. С моей точки зрения, это один из ярких умов, как минимум, замечательно высказывается. Шимон Перес так эту проблему трактовал, он сказал, что люди делятся на тех, кто задает разные вопросы. Одни задают вопросы – что-то не так с евреями. Другие – что-то не так с миром. Из тех, кто задевался вопросом, что что-то не так с евреями, появилось сионистское движение. Из тех, кто задавался вопросом, что-то не так с миром, появилось коммунистическое движение. Эти обе идеи в 20 веке в разной степени, но, тем не менее, они восторжествовали, они добились на десятилетия своих целей, одна в России, в СССР, другая в Израиле и так далее. Но антисемитизм не был побежден, сказал Шимон Перес. “Я признал бы, сказал он, что антисемитизм оказался сильнее сионизма”. Может быть, немножко лукавил, но, тем не менее, такой ответ дал Шимон Перес на эту философскую проблему. ( Из беседы на радио Свободы ” Проблемы антисемитизма” 16 апреля 2004 года – А.З.)

*****

Евреи, как один из страдающих этносов или религиозной группы, как угодно, имели основания для борьбы с самодержавием, специальные основания для борьбы против самодержавия для того, чтобы играть важную роль в революционном переломе эпохи. И действительно, мы видим евреев на самых важных постах и политических, и в охранных органах и так далее. Точно так же и в списке жертв революции они тоже занимали весьма видное место, может быть, даже первое место в некотором роде. Поэтому каковы бы ни были импульсы изначальные, я думаю, что в конечном счете еврейская кровь влилась в кровь жертв революции, революционного процесса 20 века. В этом мартирологе еврейские имена и еврейский прах, конечно, составил часть общей почвы…Антисемитизм весьма распространенное качество. Не хочется прилагательное “народное” прилагать сюда. Вы знаете, ведь преследования, комплекс неполноценности – это вещи, которые идут рука об руку. Конечно, евреев преследовали в этой стране, и в царской России, в советское время, ставили в несколько униженное, стесненное положение. А оборотной стороной этого был комплекс неполноценности определенный, нежелание конкурировать или желание получить преимущества в конкурентной борьбе. Распространенные предрассудки – евреи устраиваются на хорошие места, найдите воинов-евреев или землепашцев. Еврей-оленевод – это уже более поздняя шутка, но она отражает эти вещи. А устраивается всегда или чемпионом мира по шахматам, занимаются наукой или ростовщики, лавочники. Но это же все одно связано с другим. Евреям запрещалось владеть землей, евреев не брали в армию, естественно. Им оставляли какие-то грязные ниши, ростовщичество, деньги – это было грязным делом, потом стало грязным и привлекательным делом, когда-то совсем не так. И в этих нишах они достигали двойного успеха или поразительного успеха. Когда за тобой мчится собака, кто-то может прыгнуть на два метра, перепрыгнуть через забор. Есть ставить народ веками или тысячелетиями, кто как возьмет, в экстремальные условия, то он перекроет не одну планку.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*