*****

Когда-то в конце 80-х годов мудрый русский поэт, еврей по происхождению Наум Коржавин, когда я в разговоре с ним сетовал на мерзости перестройки — это было время общества «Память», печальной памяти скандала в Доме литераторов, — утешил меня: «Знаете, Аркадий, там, где живут люди, хорошо не бывает». Антисемитизм как историческая мерзость рода человеческого в постхристианскую эпоху в России штука естественная, так же как и во всем остальном мире. Правда, оттенки мерзости имеют свои особенности. Для значительной части людей в нашей стране — это просто мусор в мозгах. Этот мусор, как и на наших улицах, изредка убирают, изредка чистят, потом снова забывают про него, и когда его убирают плохо, он начинает вонять. В такой мусорной атмосфере всегда легче найти источники своих болезней, найти причины своих обид. Но поскольку люди, как правило, у нас не привыкли сами убирать за собой, то этот мусор убирается лишь время от времени. Для политической элиты антисемитизм в России сегодня — это средство показать свое демократическое цивилизованное мышление, то есть способ оказаться в рядах приличного общества, где негоже ковырять в носу и сморкаться в шторы, то есть не признаваться в своем антисемитизме. Для интеллектуальной элиты разговоры об антисемитизме — это еще один ресурс порассуждать о р.мессианском предназначении России, где не помнить о русско-еврейском вопросе является признаком дурного тона. Для тех же, кто еще считает себя евреем в России, антисемитизм — это вечный и неистощимый источник жизненного драйва, который не дает расслабиться и заставляет снова и снова задавать один и тот же вопрос: зачем я такой и, если я еврей, то зачем я в России? Я надеюсь, что ответ на этот вопрос, который многих из нас заставляет считать себя живущими в России как в родной стране, не является бессмысленным.

******

Ровно 50 лет назад, 5 июня 1967 года, началась одна из самых знаменитых и скоротечных войн 20 века, — Шестидневная война Израиля против своих арабских соседей, Египта, Сирии и Иордании, закончившаяся полным разгромом тех, кто грозился «сбросить евреев в море». Именно такими словами заставлял египтян ликовать и смаковать будущее уничтожение Израиля Герой Советского Союза, президент Египта Гамаль Абдель Насер.

Вышло иначе, Каир запросил у Тель-Авива мира уже на третий день войны, потеряв практически всю свою авиацию и пустыню Синай,которую Израиль вернул спустя 12 лет в обмен на мирный договор с Египтом. Впрочем, как и сектор Газа…

А тогда, в 67-м евреи вернули себе доступ в своим святым местам в Иерусалиме, которого они были лишены в течение многих лет, взяли под свой контроль территории Иудеи и Самарии, предназначавшиеся решением ООН для создания палестинского государства, но захваченные Иорданией…
Солженицын, отношение которого к «еврейскому вопросу» в России было весьма критическим, писал о Шестидневной войне так:
«Израильтяне пришли к Стене Плача — и это был звездный час, дохнуло Библией в радиопередачи двадцатого века. И мы радовались вместе с израильтянами: разве не справедливость их возврат в Иерусалим?.. Мне кажется, обязанность всех наций мира, как имеющих дом к бездомному — помочь евреям этот дом построить. Крайняя дикость, что советское правительство сделало из израильского вопроса свою политическую игрушку…». Блистательная победа Израиля стала одновременно и грандиозным поражением Советского Союза, поддерживавшего и вооружавшего Египет и Сирию, стравливая их с еврейским государством. Советские вожди ответили тогда на арабскую катастрофу и свое унижение новой волной государственного антисемитизма, вновь разбудив антисемитизм народный и бытовой.  (Из статьи на сайте “Эхо Москвы”   6.06.2017 -А.З.)

One Response to “

Дубнов Аркадий Юрьевич (р.1949), российский журналист и политический обозреватель.

Leave a Reply for Geraldine Beckwith

*