*****

Евреям свойственно смеяться над собой. Многие великие народы не очень любят над собой подшучивать, они щеки надувают и пафоса в них много. А евреи сами рассказывают анекдоты про Рабиновича, который и прижимист, и хитроват, а то и рогат. Подобная самоирония — это, думаю, защитная реакция, которая выработалась за многие годы гонений. И поэтому раз евреи смеются над собой, значит, они могут смеяться и над русскими, и над армянами, и вообще — над жизнью. Игра ума свойственна еврею. Что поделать, у нас своя специфика, которая заложена в юмористическом отношении к жизни.

*****

Kонечно, «жидовской мордой» мне тыкали со школьных лет, и забыть о том, что я еврей, не было никакой возможности. Бытовой антисемитизм, — он же возникает ни с того ни с сего. Помню, я ходил в шахматную секцию: иду мимо гардероба — там сидят две тетки. И вдруг одна, глядя на меня, говорит: «О! Наверное, еврейский мальчик — больно упитанный». А уже в более зрелом возрасте, когда был студентом, как-то шел по улице мимо каких-то людей — по-моему, это были маляры: мужчина и женщина — они были заляпаны краской, что-то белили. И вдруг я услышал от них какие-то чудовищные проклятья, слово «жиденыш». Я думаю: почему они так возбудились, какая им разница, кто мимо проходит? Так что я сталкивался с этим довольно часто. Пока у меня не выработался некий антисемитский иммунитет. Да не просто иммунитет пассивный, а активный. Я понял, что для того, чтобы не чувствовать себя жертвой, нужно эту тему самому активно обсуждать. Например, в институте со мной учились два парня. Один из которых был такой глубокий, убежденный антисемит — он считал, что евреи строят какие-то козни, русский народ от них страдает. А другой был придурошный антисемит, деревенский такой — то есть просто не любил евреев, но ничего в этом не понимал. Я избрал активную наступательную политику, в итоге оба ко мне нормально относились. Причем один придурошно хорошо, а другой — осознанно, то есть евреям нельзя уходить в глухую защиту, в тихий внутренний протест…По крайней мере, надо дать понять, что ты не стесняешься произносить слово «еврей» вслух, можно подшучивать над евреями. И уже в институте я этот иммунитет приобрел. Хотя в школе, помню, жутко страдал. Особенно, знаете, что было обидно? У нас в классе учился один мальчик. Его никак нельзя было назвать антисемитом, он хорошо ко мне относился, тем более у нас была общая тема — мы увлекались футболом, хоккеем. Но что значит, когда в семье культивируется антисемитизм. Сборная СССР выиграла тогда какой-то матч у сборной Чехословакии. И вот вдумайтесь, детская фраза — потрясающая просто. Он сказал: «Ну, эти чехи — вообще евреи». То есть слово «еврей» использовалось как ругательство. И в применении к чему? К какому-то спортивному результату. Ну, это просто улет!..Давайте я вам расскажу анекдот, который сам недавно придумал. Не знаю, имею ли я право считать, что это анекдот, да и вообще, имеет ли эта шутка успех, но я ее расскажу. Так совпало, что Путин уволил Фрадкова в еврейский Новый год. И анекдот мой звучит так, он в виде вопроса: «Правда ли, что Путин уволил Фрадкова только за то, что тот работал в шаббат?» (Из интервью в МЕЖ ”Алеф”, № 967 Ноябрь 2007 года – А.З.)

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*