*****

 

           Я родился в 1949 году. Давление по национальному признаку тогда было таким огромным, что я долгое время не знал, кто я, и разобрался с этим, только когда мне было лет 15. Но я общался с дедушкой, который был старостой ортодоксальной хасидской синагоги. Он соблюдал все законы, был очень чудной: походил на академика Вернадского, хотя никогда нигде не учился. Кем дед только не был! Одно время даже руководил оркестром, не зная нот. На всех наших домашних посиделках он был в шляпе, молился с талесом. Его звали Макс (Мендель) Наумович, он был выходцем из Витебска.

Второго деда, по маминой линии, звали Лазарь Моисеевич — идеально для анекдота, хуже не придумаешь! Он был из совсем простой семьи, работяга, всю жизнь тяжело работал. Он не был набожным, но на старости лет вдруг стал ходить в синагогу на Маросейке. Мы ходили на веселое празднование Симхат-Торы, мне это казалось очень интересным.

 

          «Ералаш» — это зрелище для всех. Говорят, «Ералаш» — еврейский журнал. Никакой он не еврейский, он — вне национальности. Пусть даже антисемиты смеются… под нашу дудку… Юмор сам по себе. Он ни на кого и ни на чего. Терпеть не могу, когда идиотская история рассказывается (говорит с еврейским акцентом): «Прыщёл Абрам к Саре…». Особенно, если история дурацкая и глупая. Я этого не люблю. Если есть еврейский анекдот, то в нем должна быть и философия еврейская. Ведь таких анекдотов — миллион… Кастинг… народное русское слово… так вот, кастинг мы проводим абсолютно для всех. Одинаково. Мы всех записываем, всех принимаем. Как мне объяснить ребенку в Рязанской области, почему роль отдали еврейскому кандидату? Не совсем это хорошо. Тут же возникают вопросы: почему так?.. Я еврей по всякой линии. Я — еврей с любой стороны. Корни у меня витебские, клинцовские. Мама у меня Жарковская, а Грачевский я по папе. Так что куда ни плюнь — одни евреи. Как это на меня повлияло? Не знаю. Может быть, повлияло, а может, и нет. Может быть, вообще ничего не повлияло. Одно я могу сказать точно: повлияло мое упорство, мое желание работать, мое желание делать, оставить след на земле. Мое желание того, чтобы люди, которые улыбаются при виде меня, продолжали улыбаться. (Из интервью на сайте Jewish.ru 27-08-2007 – А.З.)

*****

В общем, Израиль – страна контрастов, и мне она нравится. Но, как сказал один знакомый, «слишком много евреев». Честно говоря, меня очень расстраивает их весьма агрессивное проповедование еврейских законов и традиций. Ведь как бы они ни упирались, все мы живем от Рождества Христова, даже Израиль, хотя у них по календарю параллельно идет еще и пять тысяч семьсот какой-то год. Конечно, таинство веры, религии внутри каждого человека – очень интимный вопрос. Но почему всех приезжающих в эту страну нужно заставлять питаться определенным образом, соблюдать субботу и тому подобное – непонятно…Такое фанатичное насаждение религиозных принципов вызывает неприятие во всем мире, и неудивительно – ортодоксальные евреи бесцеремонно лезут в политику, диктуя своим гражданам: Израиль не должен поступать так-то, еврей не имеет права делать то-то… Поэтому с ними очень сложно находить компромиссы. Сложно, но необходимо, чтобы мир оставался пусть контрастным, но дружелюбным, чтобы израильтян любили во всем мире и люди охотно приезжали в эту удивительную страну, намоленную веками.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*