*****

 Корни ( антисемитизма – А.З.) очень глубокие. Они идут с того времени, когда была «черта оседлости», когда евреи были объявлены людьми второго сорта, которым не позволялось жить в крупных городах, за исключением каких-то отдельных лиц, выкупавших себе такое право. Это была своего рода концентрационная зона. И все люди, которые жили в «черте оседлости», свыклись с мыслью, что они какие-то полуизгои. Потом, не надо забывать, что православие в то время было титульной идеологией и люди другой веры, конечно же, считались врагами, которых можно было и терпеть…

Нет ничего удивительного в том, что огромная часть евреев поддержала Октябрьскую революцию: они очень надеялись, что эти изменения дадут им статус равноправных граждан Российской империи и со свойственной евреям энергией сводили счеты, строя новое государство. Ну, наломали естественно дров. А потом уже сами стали заложниками и жертвами. Потому что еврей в России все равно будет расплачиваться за то, что он — еврей. Это мое твердое убеждение… Чем хуже дела в государстве, тем больших претензий в свой адрес должны ожидать евреи…

Мне кажется, что евреям живется так же трудно, как и всем остальным гражданам. За исключением тех, кто в определенный момент жизни сумел ловко устроить свою судьбу. Причем, огромное число евреев, не устроивших свою судьбу, все равно будут нести ответственность за тех, кто воспользовался демонтажом государства. Поэтому евреи бьются за то, чтобы быть стопроценто равноправными гражданами. Но евреи должны помнить, что они — евреи. И никогда не забывать, что они — евреи, живущие в России… Это попытка национальной самоидентификации (бурное развитие еврейской общинной жизни – А.З.). Есть выход какой-то накопленной энергии в виде какой-то деятельности. Люди ищут почву под ногами, идею. Очень трудно жить с ощущением, что ты просто живешь как биологическое существо. Отсюда и рост национального самосознания, крайностью которого являются межнациональные конфликты, потому что мы все способны довести до абсурда. Но это касается всех национальностей. Потому что сегодня евреям ничуть не хуже, чем так называемым «лицам кавказской национальности», всем людям нетитульной нации. А потом, когда общество освободится от «гнета инородцев», наступит момент, когда надо будет пожирать друг друга, если не в прямом, то в переносном смысле. Отсутствие толерантности приводит к необходимости общинной жизни. К великому сожалению, внутри еврейского мира в России такое количество стокновений на амбициозной почве, что евреям было бы неплохо для начала разобраться между собой: ведь даже трогать никого не надо — сами перегрызут друг другу глотки. Поэтому антисемиты могут наблюдать со стороны, как в параде амбиций забывается благая цель, во имя которой все и делается… В принципе, исчезновение местечкого еврейства в Россиии и убило еврейство как таковое. Пропадает язык — я, например, никогда не говорил ни на каком другом языке, кроме как на русском, — и традиции. Как следствие, вымывается само понятие. Хорошо это или плохо, не могу однозначно ответить. Потому что речь идет о конкретном месте проживания — России. Я только против любых агрессивных форм и неадекватных действий — как с одной стороны, так и с другой.

Я не понимаю, зачем, скажем, еврейскому хору Михаила Турецкого так судорожно хотеть выступать именно на сцене Кремлевского дворца, не меньше. Комлекс неполноценности? В тот момент, когда они убрали слово из своего названия слово «еврейский», их жизнь в России, конечно, улучшилась, востребованность выросла, PR изменился. Но при этом они перестали быть еврейским хором. Вот на примере этого хора становится понятно, что произошло с евреями в России. Правильно ли это или нет — не знаю. Нерелигиозному человеку очень трудно ответить на этот вопрос. (Из интервью на сайте Jewish.ru. 27.08.2004 – А.З.)

 

*****

Я знаю, что никакого государственного антисемитизма в нашей новой России не было и нет…Бытовой? Ну, что тут сделаешь… я вообще не знал, что я еврей, до 5 лет (я вырос в Москве, в коммунальной квартире), пока меня во двор не выпустили, и во дворе мне объяснили, причем так, что я запомнил на всю жизнь. У меня нечего было отнимать. Я просто был человеком с другим профилем. Значит, я не такой, как все остальные, хуже. Спасибо этим людям, потому что сделали многое для того, чтобы воля как-то была направлена на самоспасение, на самоутверждение. И я думаю, что во многом евреи добились за свою историю многого, благодаря тому, что проходили такие страшные испытания.  (Из интервью на радио “Эхо Москвы”  24.04.2002   – А.З.)

*****

Хотя я убежден: еврей, живя в России, не должен забывать, что он еврей. Чем сильнее будешь стараться забыть – тем больнее тебе об этом напомнят. Один пример. Когда в 1990-м году мы с женой получили израильское гражданство, один журналист, сидя у меня дома, спросил: “Неужели вас здесь притесняли?” Я не стал ничего объяснять, просто достал из ящика шкафа свою учетную карточку члена ВЛКСМ, где в графе “национальность” с моих слов было записано: “осетин”, и спросил этого человека: “Как вы думаете, почему 13-летний мальчик приписывал себе чужую национальность?”  (Из интервью в интернет журнале на сайте base.ijc.ru  – А.З.)

*****

К сожалению, к своему стыду, я не знаю ни еврейского языка, ни истории (интересоваться стал ею только недавно, а когда путешествовал по Израилю, в особенности у раскопок Масады, понял, как много я потерял в жизни). Мы не знаем ни своих корней, ни своих предков. В этом нет моей вины. Я пытался что-то выяснить у своей мамы, но ей около 80 лет; на многие вопросы она ответить уже не в состоянии, да и прежде едва ли интересовалась этим. В какие-то периоды жизни я не задумывался о том, что я еврей…Я убежден, что прекращение существования еврейской общины в нашей стране может стать для России катастрофой. Не потому, что я считаю, будто евреи лучше и талантливее русских и других народов, населяющих нашу страну. Не в том дело. Важно то, что евреи России и ее “коренное” население, по-моему, представляют собой сообщающиеся сосуды, а исход, если ему суждено под влиянием каких-то сил состояться, приведет к нарушению равновесия в этих сосудах, и еврейская община России “перетечет” в другую. От этого очень многое потеряют и русские, и евреи… Этот “симбиоз” сложился исторически, и нарушать его – кощунственно… Я не Нострадамус, но хорошо понимаю, что изгнание евреев не приносит счастья их гонителям. И эта моя мысль относится не только к евреям. (Публикация  М.Гейзера  в  Ежемесячном еврейском Международном журнале “Алеф” №923  18.03.2004  А.З.)

*****

Я жил в Замоскворечье. Это было послевоенное детство. И, где-то в возрасте шести–семи лет, во дворе — сначала взрослые, а потом и дети, — мне объяснили, что бывают нормальные люди, а бывают евреи. Поняв, что принадлежу ко второй категории, я все никак не мог понять, чем именно евреи хуже всех остальных. Но для тех, кто мне объяснил, что я — еврей, это было аксиомой, им доказательств не требовалось. И как-то так постепенно я убедился в том, что это действительно аксиома.   (Из интервью на сайте Jewish.ru. 27.08.2004 – А.З.)

Комментарий:  Евреи на эстраде — особая тема. Неоспоримый факт — вклад евреев в духовную сокровищницу других стран. Звездами не еврейской, а советской эстрады стали Райкин, Утёсов, Бернес, Кобзон, Жванецкий и многие-многие другие. «Музыка Яна Френкеля, слова Инны Гофф, исполняет Иосиф Кобзон. “Русское поле”» — это не анекдот, а сама жизнь! В Америке тоже кричат о «доминанте на мировых подмостках эстрады и кино еврейского юмора». Да, знаменитый Ленни Брюс и другие мастера разговорного жанра — плоть от плоти культурная программа шумных кафешек и ресторанов с дореволюционных одесских улиц. Во все времена и во всех странах находятся те, кого беспокоит «засилье» евреев в искусстве, «не дающих дорогу» настоящим талантам. В советские времена спецорганы особенно придирчиво следили за «еврейскими лицами на эстраде», предлагали сменить фамилию. В начале 70-х Председатель Гостелерадио СССР С. Лапин дал команду: «Всех “черненьких” убрать!» То есть евреев, армян, азербайджанцев… Стараниями таких вот «деятелей» сегодня не помнят имена Нины Бродской, Вадима Мулермана , Аиды Ведищевой и многих других. Хотя не забыты их песни — «Звенит январская вьюга», «Одна снежинка — еще не снег» Бродской, мулермановские «Лада», «Трус не играет в хоккей». А песенку о медведях из «Кавказской пленницы», «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки», «Лесного оленя» и «Чунга-Чанга» пела Аида Ведищева , вынужденная после своего «отлучения» от концертов и телевидения эмигрировать в США и ставшая там «Amazing Aida» («Удивительной Аидой»). Истина в том, что евреи на эстраде ценятся не как евреи, а как таланты. А бездарности не нужны нигде. Вспомнить тут всех невозможно. О Л. Утесове, М. Бернесе, А.Райкине, И.Юрьевой, М.,Кристалинской, дуэте Тарапуньки и Штепселя написано много. Не обижены вниманием прессы и наши современники — Кобзин, Долина, Агутин, Варум, Жасмин, Лолита и т.д.

 

One Response to “

Хазанов Геннадий Викторович (р. 1945), российский актёр, артист эстрады, художественный руководитель московского Театра эстрады (с 1997 года).

  • Robert:

    Преклоняюсь перед талантом великих Утёсова,Бернеса,Дунаевского,Френкеля….
    Я по происхождению армянин,для меня ценным является не вопрос нац.происхождения,а то ,что тот или иной человек сделал для человечества!!!

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*