Умер Роман Трахтенберг Я был в Израиле. Но в этой стране жить бы не смог. В Израиле хорошо умирать, на мой взгляд. А жить там невозможно. Молодым, перспективным людям – никак. И когда мои родственники в Израиле говорят: “Рома, ты себя чувствуешь здесь на родине?”, отвечаю: “Нет”. На родине я чувствую себя в России. Другого языка, кроме русского, я в совершенстве не знаю, хотя довольно сносно объясняюсь на немецком и на английском. Что касается культуры, то никакой другой культуры, кроме русской, тоже не знаю…

Я очень хочу выучить идиш. Иврит мне не так интересен, хотя это язык, на котором написана Тора. Меня интересует идиш, еврейская культура на идише. Я вынашиваю проект, который называется “Еврейский квартал”. Мы его будем делать с Петром Подгородецким, который пел в “Машине времени”. Хотим возродить еврейские песенки, еврейские анекдоты и сделать такую шоу-программу. И еще по поводу еврейской культуры. Мне все это интересно. Мне не совсем понятно, почему погиб такой громадный культурный пласт. Вернее, почему – это известно. Непонятно, почему это все не возрождается.

*****

Веками еврейский народ был беззащитен. Он жил надеждой: «На будущий год в Иерусалиме». Теперь у нас есть своё государство, мы с оружием и в Иерусалиме. Хотя вокруг остаётся менее или более антисемитский мир, но больше этот народ не пойдёт в газовые камеры и не уйдёт со своей родины. Теперь моя душа расправилась и наполнилась ясностью принадлежности к этому вечному, гонимому и несгибаемому народу, вобравшему всё горе и жизнелюбие мира (2000г.).

*****

Да обыкновенная еврейская фамилия. Не такая, конечно, банальная, как Рабинович. На идише “трахтен” — “раздумья” или “прикидки”, а “берг” — “гора”. А еще по-немецки “трахт” — национальная одежда. Такие шортики на лямочках, гольфы. В сленговом варианте — прикид.

*****

После десятилетки я поступил в Ленинградский университет на филфак. Учился успешно, но как-то поругался с одним преподавателем-антисемитом и “назло ему” ушел из университета в армию. Я понимал, что еврею в армии будет очень сложно. Поэтому я подделал себе метрику – поменял национальность матери и получил военный билет, где было написано “русски”. Когда я вернулся из армии, мне снова пришлось получать паспорт. Сотрудники паспортного стола увидели, что в старом паспорте написано “еврей”, а в военном билете – “русский”. Чтобы обдумать эти разночтения, они удалились на совещание, и через минут двадцать одна из сотрудниц сказала потрясающую фразу: “Можно ничего не переделывать. Главное – чтобы человек был хороший”. И это правда. Главное, чтобы человек не нес в себе зло… Я не только не скрывал своего еврейства, но даже старался показать людям, что я – еврей. Но в Петербурге очень развит провинциализм – все в своем кругу крутятся. Доходило даже до того, что на Хануку, которая проходила в Ледовом дворце, меня почему-то не пригласили. А руководил там всем человек с крестом на шее – известный актер Боярский. Не буду скрывать, как я плохо отношусь к крещеным евреям – меня это просто бесит, я этого понять не могу. На мой взгляд, иудаизм – самая правильная религия. Я, по большому счету, атеист. В синагогу хожу по праздникам, чтобы выпить со знакомыми, пообщаться с друзьями и помочь неимущим. Но иудаизм – это, по-моему, та религия, в которой все идет от ума. Ты можешь раввину задать вопрос – он все истолкует. Ты можешь в Б-га не верить, но исполнять заповеди ты обязан, потому что евреи – народ, избранный Б-гом для того, чтобы нести слово Б-жье, моральные заповеди другим народам. Если ты будешь воровать, пить, прелюбодействовать, то другие народы скажут: “Зачем нам нужна такая религия?” Религия – это мораль. Если нет религии, то и морали нету. Нас в институте учили: читайте первоисточник. Если вы себе на шею повесите крест – это что-то вам даст? Если ты еврей, то повесь ты себе хоть крест, хоть полумесяц… ( Матвей Гейзер, ”Алеф”. 08.07.2004 – А.З.)

*****

На альбоме часть песен мы поем на идише, часть – на русском языке с оригинальными текстами. К работе я отношусь ведь очень профессионально, безо всякой самодеятельности. Поэтому пошел в Институт иудаики и сделал подстрочный перевод, например, песни “Чирибим”. Оказалось, что это религиозная шуточная песня про хасидов. Смысл ее трудно передать нашей публике, поэтому мы просто взяли стихи Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и сделали, на мой взгляд, стопроцентный хит с рэперами… Какие еврейские песни без “Хава нагила”! Там очень простой текст – “давайте веселиться”. Мы и веселились. Изгалялись по полной программе, работая со звуком. Весь проект заточен под танцевальную еврейскую музыку. Эта ниша абсолютно пуста. Есть Иосиф Давыдович Кобзон, есть хор Турецкого. Но Кобзон даже шуточные еврейские песни поет как “День Победы”… Одна песня очень удивит – из кинофильма “Юность Максима”. Все думали, что это народная песня, а она – еврейская. И смысл в ней был тот же самый – “где эта улица, где этот дом…”. Только была еще синагога. Еврейская песня стала известна у нас благодаря сестрам Берри, но они не самые лучшие исполнители. Это такая попсовая группа, как “Фабрика звезд”, как группа “Корни”. А вот сестер Эндрюс или Брюса Адлера у нас вообще никто не знает, только очень узкий круг посвященных. А сестер Берри привезли на гастроли в Советский Союз, и про них все узнали. В 68-м году они приехали, сразу были выпущены пластинки, песня “Тум-балалайка” стала известной. Правда, когда Мулерман (который пел “Хмуриться не надо, Лада…”) спел эту песню на концерте, то его попросили из страны уехать. То, что было разрешено американским сестрам, нашим евреям было запрещено. Поэтому пластинки сразу после их отъезда исчезли с прилавков. И вновь были выпущены уже после краха СССР… В еврейских песнях – бездна мелодики, которой сейчас дефицит на российской эстраде. А этим песням всем по сто и больше лет. Они живы, их поют

Комментарий: Это был необычайно одарённый российский шоумен, теле и радиоведущий, актёр, литератор, режиссёр.  Родился и вырос в еврейской семье. Мать — стоматолог Татьяна Львовна, отец — Лев Глебович Горбунов, хотя сам Роман называл отцом сексолога и психотерапевта Льва Моисеевича Щеглова (после смерти Трахтенберга Л. М. Щеглов опроверг эти сведения, назвав их мистификацией).Так, по словам Романа, родители развелись, когда ему было около года, и до 18 лет он носил фамилию отчима — Трахтенберг, которую впоследствии  использовал в качестве артистического псевдонима.  Роман был человек весьма скандальный. Профессиональный и дипломированный матерщинник. Кандидат наук, защитивший диссертацию по ненормативной лексике и этой самой лексикой зарабатывавший на жизнь. При этом он оставался человеком щепетильно интеллигентным, своим излюбленным матом изъяснялся только за деньги и в специально отведенных местах с большими предупреждающими плакатами “Осторожно, ненормативная лексика”.

P.S. С Новым годом вас поздравляет Роман Трахтенберг. http://www.youtube.com/watch?v=DOEd1w2V47s

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*