*****

Настоящий писатель не может быть антисемитом…Это началось сперва в театральной критике и выглядело как невинная расшифровка еврейских фамилий в скобках. Потом переползло в литературу. В одной газетке – сплетнице, газетёнке-потаскухе, занятой чем угодно, кроме своего прямого дела – литературы, кое-кто шепнул ядовитое слово – космополит. И слово было найдено! Прекрасное гордое слово, объединявшее мир, слово которым венчали гениев самой широкой души – Данте, Гёте, Байрона, это слово в газетёнке слиняло, сморщилось, зашипело и стало значить – жид. А потом поползло дальше, стыдливо стало прятаться в папках за закрытыми дверьми.

*****

Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро: каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься – остолбенеешь…Евреям нередко ставилось в упрёк, что на протяжении истории из них непропорционально многие были ростовщиками, банкирами, торговцами. Да, евреи были передовым отрядом, создавшим мир капитала ( и преймущественно в его финансовых формах)…В первые годы революции евреям это публично ставилось в заслугу – ведь то была неизбежная формация, на пути к социализму…Да, евреям как будто никак не разумно было связываться с революционным движением, погубившим нормальную жизнь в России, а с нею ведь и жизнь российских евреев. Однако: и в разрушении монархии, и в разрушении буржуазного порядка, как и в утверждении его перед тем, евреи также послужили передовым отрядом. Такова – прирождённая мобильность еврейского характера, и его опережающая повышенная чуткость к общественным течениям, к проступу будущего. Но в истории человечества не раз бывало, что из самых естественных порывов людей – потом вдруг да вырастали неестественные чудовища…Чутче евреев, я думаю, нет народа во всём человечестве, во всей истории. Ещё только первые молекулы тления испускают государственный или общественный организм – уже евреи от него откидываются, хотя были доселе привержены, уже – отреклись от него. И едва только пробился росток от будущего могучего ствола – уже евреи видят его, хвалят, пророчат, выстраивают ему защиту…Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории – несомненна, сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остаётся – исторической загадкой для нас всех. И для евреев – тоже. Эта странная миссия – отнюдь не приносит и счастья им… Одна из версий состоит в том, что евреи посланы как катализатор общественной жизни, движущий катализатор. Известно: даже в самых малых дозах катализатор меняет весь процесс, заставляет его идти динамично, пробуждает какие-то реакции. Есть такая теория. Но мы, в общем, Божьего замысла не знаем.

*****

Надо отчётливо сказать, что октябрьский переворот двигало не еврейство…Нам, в общем, правильно бросают: да как бы мог 170-миллионный народ быть затолкан в большевизм малым еврейским меньшинством? Да, верно: в 1917 году мы свою судьбу сварганили сами, своей дурной головой – начиная с февраля и включая октябрь – декабрь… Не евреи были главной движущей силой Октябрьского переворота…Еврейское общество в России вполне получило от Февральской революции – всё, за что боролись, – и Октябрьский переворот действительно был никак не нужен ему, кроме той головорезной части еврейской секулярной молодёжи, которая со своими русскими братьями – интернационалистами накопила заряд ненависти к русскому государственному строю и рвалась ” углублять ” революцию…Евреи были элитой революции и выигравшей стороной… Еврейство в ходе модернизации было политически большевизировано и социально советизировано: еврейская община как этническая, религиозная и национальная структура бесследно исчезла… Еврейская молодежь, ушедшая в большевизм, была в упоении от своей роли, от своего напора на жизнь. При этом иные даже с восторгом отрекались от своей национальности. Но этот переход в интернационализм и оголтелый атеизм – не был ассимиляцией в том старом смысле, какого долгие века боялось еврейство: ухода в культуру окружающего большинства. Уходили оно туда же, куда и вся молодежь – создавать новый советский народ.

*****

Человеку всякая правда нравственно нужна. Всякая вообще. Еврейская тема долгое время считалась у нас как бы запретной; это очень ярко высмеивал Жаботинский в комментарии к статье Осоргина: считают, мол, даже, что лучшая услуга, какую могут нам оказать наши русские друзья, это – вообще не говорить о нас вслух. И примерно такое ощущение еще долго сохранялось у советских евреев. Но после того, что кончилось насильственное удержание евреев в СССР или в России, после того, что начался добровольный массовый исход, сейчас как раз-то и наступило время, когда можно свободно на эту тему говорить. Я лично испытывал полную свободу, нестесненность и уверенность, что не причиню евреям какой-нибудь общественный вред. Поэтому меня и удивило такое количество раздраженных, ожесточенных рецензий вначале…Изучая чувства и мнения евреев, я, естественно, следовал также за теми российскими евреями, которые глубоко восприняли русскую культуру, но уехали в Израиль. Я следовал за ними, я их цитировал, и их жизнь в Израиле меня интересует как продолжение вот этих русско-еврейских отношений. Но я с самого начала в книге своей поставил условие, что я изучаю весь вопрос только в пределах России. А что касается предположений о том, какой выбор сделают евреи, я думаю, что сейчас он уже даже и определился: евреи есть во всех странах по-прежнему, евреи есть и в России, хотя их больше насильственно не держат, они есть в Америке в особенно большой доле, и, конечно, есть в Израиле и будут в Израиле. И такая сложная судьба у еврейского народа остается. И простой она не будет.

*****

Слишком повышенная горячность сторон – унизительна для обеих. Однако не может существовать земного вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению людьми. Увы, накопились в народной памяти взаимные обиды.Однако если замалчивать происшедшее – то когда излечим память?…Никогда я не признавал ни за кем права на сокрытие того, что было. Не могу звать и к такому согласию, которое бы основывалось на неправедном освещении прошлого. Я призываю обе стороны – и русскую, и еврейскую – к терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха, – а так легко от него отвернуться: да это же не мы… Искренне стараюсь понять обе стороны. Для этого погружаюсь в события, а не в полемику…Всё произошедшее за два столетия с еврейством в России – и черта оседлости, и выход из его прозябания, и расцвет, и возвышение в круги российской власти, и новое стеснение, и потом Исход – не игра случайных стечений на окраине истории. Еврейство закончило круговой цикл распространения вокруг Средиземного моря вплоть до востока Европы – теперь двинулось в возврат на свою исходную землю. И в том цикле и в разрешении его – проглядывает надчеловеческий замысел. И, может быть, нашим потомкам предстоит увидеть его ясней. И разгадать.

*****

Вероятно, нет на Земле нации более дифференцированной, более разбросной по характерам и типам. Редко какой народ являет собой такой богатый спектр типов, характеров и мнений, от светлейших умов человечества до тёмных дельцов. И какое бы правило вы ни составили о евреях, какую бы суммарную характеристику вы ни попытались бы им дать, — тотчас же вам справедливо представят самые яркие и убедительные исключения из того…Сознание особой предназначенности, исторической избранности помогло евреям сохранно пережить беспримерно долгое рассеяние. Но это же ощущение избранности и ссорило евреев с окружающими народами. Многовековое ожидание Мессии, а с ним и всеземного торжества, конечно же диктовало евреям гордость, но и отчуждённость от других народов.

           Комментарий: Солженицын как писатель сложен и противоречив. Его двухтомник вызвал ажиотаж, если судить об этом по валу публикаций. Своего пика скандал достиг, когда Марк Дейч в «Московском комсомольце» в сентябре 2003 года опубликовал статью «Бесстыжий классик» ( http://www.rusk.ru/st.php?idar=1000535 ), в которой речь идет не столько о самой книге, сколько о личности ее автора, точнее о наиболее уязвимых для критики моментах биографии Солженицына, связанных с его пребыванием на фронте, в ГУЛАГе, отношениями с женой, и т.д. Сам Александр Исаевич напрочь отвергает любые обвинения в свой адрес в антисемитизме. В интервью «Московским новостям» в связи с выходом первого тома «Двухсот лет вместе» на вопрос: «А в Вашей судьбе — сложной, тяжелой, отношения с евреями как складывались?» — Александр Исаевич даже расчувствовался: «Личные отношения у меня были прекрасные с очень многими… Я понимал тонкость, чуткость, отзывчивость еврейского характера. И вообще — не было никогда у меня обиды на эту сверхподозрительность к моим произведениям. Я знаю, что во мне нет того, что мне приписывают. Мне чудно, удивительно, что так подозревают». Зачем было писателю тратить столько слов, достаточно было привести всего один довод: «Братцы, да какой же я антисемит? У меня же Наталья Дмитриевна, жена моя законная, — еврейка! И дети мои, следовательно, тоже евреи…»

P.S. Почитайте. С.Резник – ”Что значил Солженицын для меня и моего поколения”.
P.S. Прочитайте отзыв о втором томе Солженицына

One Response to “Солженицын Александр Исаевич (1918 – 2008), русский писатель, публицист. Нобелевская премия по литературе (1970).”

Leave a Reply for Roxanne Copeland

*