*****

О природе антисемитизма написано очень много. Выявлены экономические, религиозные, этнические, политические и другие причины, которыми можно было бы объяснить это дикое, черное явление. Много сделано для того, чтобы выяснить его логику: евреев ненавидят, потому что… – и выстраиваются цепочкой названные и не названные мною мотивы. Все это выслушивается, принимается к сведению – и все начинается заново: нет ощущения, что задача решена.

Беда в том, что антисемитизм лишен логической основы и когда выдвигается тот или иной логический довод, он легко может быть оспорен. Вот простой пример: Гитлер с равным азартом обличал еврейский большевизм, цель которого – уничтожить капитализм, и еврейский капитализм, цель которого – захватить мир и истребить своего смертельного врага – большевизм. В наше время последователи Гитлера объявили сионизм еврейским фашизмом. Вы заметили, что мы вертимся на одном месте? Все эти взаимоисключающие понятия тем не менее легко укладываются в одно и то же общее чувство, имя которому – антисемитизм.

Гипотеза, о которой мне хочется рассказать, возникла у меня давно, а в процессе исследования пути Петлюры в антисемиты несколько продвинулась вперед. Это именно гипотеза, она нуждается в серьезном и неторопливом обдумывании. Мне кажется, она того стоит. Антисемитизм – в невысокой степени явление политическое, экономическое и биологическое. Это явление по преимуществу психологическое: это защитная реакция человечества на самое себя. Это болезнь совести мира. Главнейшая причина (источник) антисемитизма – это многовековое, упорное, жестокое преследование евреев. Кровавые погромы – причина, а не следствие лютой ненависти. Именно так, а не наоборот. Это не игра слов. Мне кажется разумным проследить историю антисемитизма, поменяв местами то, что традиционно считается причиной, и то, что принято считать следствием.

Убежден, что в основе антисемитизма лежит индивидуальная и групповая историческая память. Может быть, она кодируется в генах, но это очень сомнительно, а передаваться по наследству она может совершенно иными путями. Память о погромах, травле, поруганных и растерзанных, ограбленных и утопленных, заживо сожженных и изрубленных в куски – такая память передается из поколения в поколение. Она гнездится в темных углах подсознания, вызывает едкое, тошнотное чувство внутреннего нездоровья и передается детям иногда в рассказах, но чаше в интонациях, иногда в образах, но куда чаще в ухмылках, ужимках, намеках, недомолвках, “дразнилках”, карикатурной картавости и анекдотах. Она висит в воздухе, ее вдыхают ежедневно, и она, оседая едкой пылью, раздражает легкие, бронхи, гортань; это вызывает острое желание отхаркать, выплюнуть вязкий сгусток ненависти, мешающий дышать.

От антисемитизма, как от дурной болезни, нередко страдают сами антисемиты, но это не те страдания, которые “облагораживают душу”. Возникает стремление смыть старые преступления новой кровью. Этого требует больная совесть, раздраженная воспоминаниями о “подвигах” отцов, дедов, прадедов – ведь грех считать их преступниками; они карали “христопродавцев”, мстили за кровь христианских младенцев или, на худой конец, просто “гуляли”. Потребность оправдать своих предков, свою историю, а затем уж и самих себя столь велика, что любые аргументы идут в ход и используются даже людьми высокого интеллекта.

Еврейская проблема, в которой воплотилась гнилая совесть мира, насчитывает два Тысячелетия – 20 веков “открытых убийств” – с тех пор как еврейский народ стал изгнанником, не пожелавшим отречься от своей веры, традиций, истории. Еще раньше пугал и настораживал римлян этот странный, лишенный облика еврейский Бог, чье имя нельзя произносить всуе. Однако это еще не был антисемитизм: мало ли кому поклоняются варвары, всякие чужеземцы…

Но там, где по различным причинам оказалось выгодным грабить и притеснять этих людей, умелых в торговлей ремесле, создавших финансовую систему, упорно копивших и приумножавших свои деньги и скарб, который, когда его накопится побольше, так нетрудно отобрать, – там и расцветал антисемитизм, чтобы оправдать старые и вдохновить на новые преступления. Мы постоянно заходим в тупик, пытаясь понять, за что данный человек, которому евреи заведомо ничего плохого не сделали, так их ненавидит. Ищите другое: что он сам, его родители и предки сделали евреям. Из каких славных походов возвращался тот дед Опанас, чей пожелтевший портрет, где он, в папахе, с саблей меж колен, с орлиным взором, висит на почетном месте? А этот, молодой совсем был до войны – лет двадцати, не больше – дядька Мыкола, который что-то такое делал при немцах, да и ушел с ними, исчез надолго, а потом вернулся, злой на этих жидов клятых, хоть вроде и не они его поймали и в лагере продержали столько лет. Нет сил у человека простить того, кому он же принес зло. Без всякой логики и смысла готов он цепляться за любой слух и сплетню, лишь бы из палача превратиться в жертву.

Кто не знает о бурном расцвете антисемитизма после и в результате погромов? Кто из немолодых людей не пережил всплеск антисемитизма после Отечественной войны, когда стала ясна картина массового истребления евреев, в котором посильное участие (выдав немцам, не спрятав, воспользовавшись добром, квартирой истребленных) приняли слишком многие? Почему у побывавших “под немцем”, у которых и хату сожгли, и скотину угнали, и кого-то из родичей убили как партизан, почему чувство к немцам какое-то вялое, формальное, казенное что ли, а чувство к евреям, бывшим соседям по улице, приятелям по детским играм, которых выгнали за околицу и всех положили в яру, – откуда к ним и ненависть, и страх, как будто призраки их любой ночью могут вернуться и чего-то такое припомнить да отобрать? И саднит душа, и нужно залить ее хорошим самогоном и ненавистью, а если удастся, то и чем погорячее – иначе от себя не уйти. По наличию и остроте этого чувства можно и теперь почти безошибочно прочесть историю данной семьи или человека.

Такая позиция содержит в себе огромные общественные, материальные и, что самое главное, психологические выгоды. Она удобна для повседневного ношения, хорошо прилегает к телу, не бросается в глаза, а если ситуация обостряется, вырывается на поверхность и бьет таким смрадным и обжигающим фонтаном ненависти, что ее объекты и виновники, не “дающие спокойно жить хорошим людям” (помните слова атамана Семосенко перед погромом?!), прячутся по своим углам, стараются не попадаться на глаза, чтобы не получить в той или иной форме плевок в морду. Тем, кто пережил “борьбу с космополитизмом”, “дело врачей-убийц”, малые и большие “экономические дела”, борьбу с сионизмом, с “внутренними эмигрантами”, “диссидентами проклятыми” (был же и такой народный термин!), нетрудно понять, о чем я говорю. Мы грубо и глупо ошибались, ставя вопрос: “Что мы вам плохого сделали?” – добровольно из обвинителей превращаясь в обвиняемых, силящихся доказать необоснованность, абсурдность обвинений, накопившихся за последние две тысячи лет, – от распятия Христа до подрыва “самой передовой и истинной идеологии”. А в промежутке: за предательство революции (Каменев и Зиновьев) и зверства ЧК; за продотряды, трибуналы – и нэпманские спекуляции; за правый уклон (в пользу кулака) и левый перегиб (против кулака и середняка); за шпионаж, саботаж, национализм, оппортунизм, троцкизм, космополитизм, отравление народа, подрыв экономики, антипатриотизм и сионизм, совершение революции (уже не попытку сорвать, а именно совершение!), за гибель царской семьи, разрушение православных храмов, за жидо-масонские неописуемые козни – и “много-много, и всего припомнить не имел он силы…” (Лермонтов).

Какое море вины, какая бездна преступлений против еврейского народа – должна была накопиться в “одной отдельно взятой стране”, чтобы понадобились такие перманентные, могучие потоки лжи и инсинуаций для чистки авгиевых конюшен черной совести.

Я обращаюсь к евреям, своим собратьям по нации, понимая нацию как совокупность людей, связанных общими бедами. Я обращаюсь к племени пострадавших от антисемитизма с призывом: не распространяйте обвинения на весь украинский или любой другой народ: это жестоко и несправедливо по отношению к людям здоровым, ничем не запятнанным, не меньше вашего переживающим прошлое и настоящее. Вас отталкивали от советской власти (А. Дикий. Евреи в России и в СССР), от Украины, от России вилами клеветы – не повторяйте ту же ошибку, отталкивая от себя. Ищите друзей и союзников, а враги сами найдутся. Чего бы это им ни стоило, исходить надо из “презумпции невиновности” как здорового начала в подходе к отдельному человеку и любому народу. Потеря этого критерия, распределение вины на всех – это спасение для преступников и незаслуженное бремя для честных людей.

Можно ли избавиться от хвори антисемитизма? Можно, но при одном обязательном условии: попытайтесь отделить себя от кровавых призраков прошлого, не стремясь перелицевать историю и любой ценой оправдать уважаемых предков. При этом не нужно устраивать всеобщее омовение в слезах покаяния: к нему призывают те, кто никогда не знал или давно забыл дорогу в баню. Им необходимо в общей толпе не смыть грех, а лишь размазать его, марая в первую очередь невиновных: это верный способ уйти от наказания.

Хочу добавить, что никогда, ни одному народу и государству преследование евреев не пошло на пользу, не сошло с рук, и вовсе не потому, что “евреи находятся под особым покровительством господа Бога”, а потому, что само преследование евреев губительно для любого народа, оно растлевает душу, подрывает экономику, выхолащивает науку и культуру. Антисемитизм – это признак гниения и предвестник гибели. (Из повести « Загадка Симона Петлюры, или Парадокс антисемитизма», 1995 – А.З.).

3 Responses to “

Финкельштейн Юрий Евгеньевич (р.1926), русский историк и литератор. Житель США.

  • Oleksandr Naiman:

    Петлюрофилия как разновидность украинофобии
    В октябре 1927 года в Париже шел суд. Перед присяжными были поставлены следующие пять вопросов:
    «1. Виновен ли Швацбард в умышленном убийстве Симона Петлюры?
    2. Виновен ли в смерти его?
    3. Убил с намерением или случайно?
    4. Было ли убийство заранее обдумано?
    5. Была ли жертва завлечена и обманута?»
    После совещания присяжных, 1-й присяжный от имени остальных громко и отчетливо произнес: «По совести и убеждению, мы судьи….заявляем на все 5 поставленных вопросов – нет, не виновен» . Так и было записано в решении суда.
    Во время проходившего в Париже процесса над Самуилом Шварцбардом, были заслушаны свидетельства очевидцев событий в Украине. В частности, свидетель обвинения, генерал армии УНР Александр Удовиченко утверждал, что Петлюра «был другом евреев и всегда боролся против погромов». Тогда адвокат Анри Торез сообщил, что дивизия самого Удовиченко убила в Шаргороде около 100 евреев . Помощник Тореза Бернар Лекаш во время следствия проехал по городам и местечкам, где происходили погромы, и собранные материалы издал отдельной книгой, которую назвал «Когда Израиль умирает». В 1928 г. ее перевели на русский язык.
    Большое впечатление на участников парижского процесса произвели свидетельства караима Сафра, чьего сына в Киеве в ночь с 30-го на 31 августа 1919 г. расстреляли петлюровцы. Юноша был в составе городской милиции, созданной местной властью из студентов. Когда молодых людей привели в штаб петлюровской армии, там в первую очередь отделили евреев. Молодой Сафра остался с друзьями-евреями и вместе с ними был расстрелян. Других членов отряда отпустили .
    Разные авторы выражают полярные мнения об отношении Петлюры к евреям. В начале ХХ века он неоднократно выказывал расположение к ним. Однако в своей последней книге, изданной за несколько месяцев до смерти, бывший главный атаман писал: «Когда же вспомнить об украинских жидах, то много из них тоже на большевицкую сторону подались, надеясь, что здесь они наверх выплывут, силу будут иметь, на первые места достучатся. В старину им путь не давали, то они думали, что за большевиков самыми старшими станут. Так вот много жидов, а особенно молодых — сопливых, побольшевичились и коммунистами сделались» .
    Эту цитату, как правило, не приводят нынешние петлюрофилы, которые доходят до того, что в погромах обвиняют самих евреев. Например, профессор Владимир Сергийчук считает, что погромы «происходили под воздействием обстоятельств в большинстве неукраинцами, во многих случаях по вине самих жидов». Через десять страниц он сам признает, что «представители нашего народа прибегали к этим позорным актам в период УНР во время Директории». Дальше Сергийчук пытается детализировать обвинения евреев в погромах. Он утверждает, будто «возбужденный Троцким еврейский пролетариат мечтал об интернациональном «паниудейском» государстве» и поэтому пошел за «мессией» Троцким и затопил нож в крови украинского брата..» В другом случае автор пишет, что «одной из причин погромов со стороны украинцев было и невосприятие значительной частью еврейства идеи украинского государства» . И подобные обвинения выдвигает человек, который делает вид, будто не знает, что значительная часть украинцев воевали против УНР в красной, белой и других армиях.
    Отношение к Петлюре высказал редактируемый Жаботинским журнал «Рассвет», который издавался в Париже. В первые дни процесса над Самуилом Шварцбардом «Рассвет» писал: «Грех Петлюры и всех его честных товарищей мы понимаем именно так: как грех большого попустительства. Но мы не верим, что руководящий слой украинской национальной интеллигенции желает погромов, и не отождествляем украинское движение с погромной похотью. Всему честному, что есть в украинском движении, рука наша, — если она нужна и желаема — остается протянута, как и до сих пор» .
    Шалом-Самуель Шварцбард был литератором, много печатался на идише и участвовал в деятельности сионистских отрядов еврейской самозащиты. В Париже Шварцбард был известен как анархист и неоднократно встречался с Нестором Махно, который называл его Семой. В мае 1926 г. Шварцбард пришел к Нестору Ивановичу «и в присутствии болгарина Киро Радева попросил у Махно благословения на убийство Петлюры» .
    Вдова Махно Галина Кузьменко вспоминала: «Убийца Петлюры Шварцбард был анархист и знаком с Махно, болел туберкулезом, часовых дел мастер. Он входил в еврейскую анархистскую группу, собирались по праздникам в кафе. Махно и я это кафе посещали, там же и познакомились с ним» . В защиту Шварцбарда встали Ромен Роллан и Максим Горький. Потомки Адама Мицкевича отправляли в Париж письма в поддержку арестованного . На памятнике его отца, похороненного в Украине, по просьбе сына написали: «Твой сын Шалом отомстил за священную кровь святых братьев твоих и кровь мучеников всего еврейского народа» .
    Следствие по делу Шварцбарда продолжалось более 16 месяцев. Во время судебного процесса были оглашены документы Директории, направленные против погромов, а также рассмотрены факты ее попустительства по отношению к атаманам, которые проводили антиеврейские акции. Когда адвокат Самуила Шварцбарда предложил прекратить допрос свидетелей, поскольку обстоятельства дела были и так ясны, с этим согласилась и противоположная сторона.
    Фактически суд над Шварцбардом стал единственным процессом, где защитники и обвинители Петлюры получили возможность высказать свои аргументы. Поэтому суд мог вынести непредвзятое решение. У защитников Самуила Шварцбарда не было оснований рассчитывать на юдофильство французов. Антибольшевистская эмиграция в своих антисоветских выступлениях широко использовала антисемитизм, а среди французов еще бурлили страсти, вспыхнувшие во время дела Дрейфуса. Еще в 1931 г. в Париже в дрейфусаров бросали бомбы с ядовитыми газами, а молодчики из организации Action Franсaise были готовы убить каждого, кто скажет, что Дрейфус невиновен .
    Несоглашные с решением по «делу Шварцбарда» вполне могли добиваться его пересмотра, но они пошли другим путем. Кое-кто приписывает Самуилу Шварцбарду роль чекистского киллера. Эта версия была высказана еще во время суда над Шварцбардом, но до сих пор не нашла подтверждения. Кроме того, петлюрофилы пытаются различными способами оправдывать деятельность головного атамана, который не только был творцом атаманщины, но и в меру сил обеспечивал безнаказанность атаманов-погромщиков. Поэтому оправдание этой деятельности иначе как украинофобией не назовешь.
    Однако, нужно признать, что лучше всех в проблеме «Петлюра и погромы» разобралась комиссия Киевсовета. Переименовав ул. Коминтерна в ул. Петлюры, эта комиссия годами не реагировала на многочисленные просьбы разрешить установку памятника жертвам погромов. Наконец был получен ответ, который гласил: «На заседании комиссии по вопросам наименований и памятных знаков исполкома Киевсовета, которое состоялось 18 марта 2011 года, члены комиссии не поддержали установление памятного знака жертвам погромов» (письмо №051-769 от 18.04.2011). Это решение можно объяснить только так: зачем памятник жертвам погромов в городе, где есть улица Петлюры? Ведь это явное противоречие, если не явный упрек.
    Если чекистская принадлежность С.Швацбарда является выдумкой, то реальная деятельность С.Петлюры вполне объективно описана в исторической справке Антифашистского комитета Украины, составленной директором Украинского института национальной памяти, член-корреспондентом НАН Украины Валерием Федоровичем Солдатенко. В этой справке отмечается: «Велику роль у долі С.Петлюри відігравали масони, які допомагали йому долати матеріальну скруту й отримували до кінця життя як «компенсацію» «політичні послуги» .
    Важко виділити, та й просто віднайти будь-який суспільно значимий проект, кампанію, акцію (за винятком керівництва повстанцями на стадії повалення гетьманату), коли б С.Петлюра як політик виглядав якщо й небездоганно, то принаймні як незаперечний лідер (моральний, ідейний передусім) українства, національно-демократичних сил. Це стосується і проблем військового будівництва, і безпосереднього керівництва збройною боротьбою, і державотворчого курсу. На його совісті, зокрема, зрив поборницького процесу, започаткованого Актом злуки 22 січня 1919 р., згода на передачу під юрисдикцію Польщі Східної Галичини, Західної Волині, Холмщини, Підляшшя за Варшавським договором з Ю.Пілсудським 1920 р. (зазначений договір було засуджено М.Грушевським, В.Винниченком та переважною більшістю інших національно-патріотичних діячів). Взагалі дії С.Петлюри вносили розбрат, ворожнечу в українське емігрантське середовище.
    Не можна полишати поза увагою і моральний аспект у спробах нацьковування на власну Вітчизну іноземних міліарних сил, розробки планів походів проти неї, в ході яких, безперечно, були б численні жертви, в тому числі й безневинні, а метою залишалось одне – особиста влада С.Петлюри.
    Вбивство С.Петлюри С.Шварцбардом, пояснене останнім як помста за єврейські погроми (французький суд виправдав убивцю), сталося в час, коли С.Петлюра втратив переважну більшість колишніх прибічників, а керівники європейських держав не бажали більше мати справ з одіозною особистістю, по суті, політичним банкротом» . Поэтому только украинофобы могут считать его героем.
    Весьма сомнительный прием петлюрофилии использовал В.Вятрович, опубликовав антипогромную листовку, которую С.Петлюра написал в 1921 году. Значение этого документа можно оценить только с учетом политической роли Петлюры после заключения его договора с Пилсудским 21 апреля 1920 года. Передав Польше значительную часть Украины, Петлюре не удалось выторговать у поляков и хотя бы какую-то ограниченную автономию для Восточной Галичины в составе их государства. «Правительство УНР принимало на себя также обязательство поставлять польским войскам в Украине в течение всей войны «мясо, жиры, муку, крупы, картофель, сахар, овес, сено, солому и т.д.». За все же продукты, поставленные поляками для своих войск из Польши, правительство УНР должно было своим союзникам платить. Польша принимала на себя до окончания войны руководство всеми железными дорогами Украины.
    Однако едва ли не самым болезненным для украинцев условием Варшавского соглашения (кроме потери Галичины и большей части Волыни) стало фактическое восстановление польского помещичьего землевладения на Правобережной Украине. Соглашение предусматривало, что аграрный вопрос в Украине будет решен после войны украинским Учредительным собранием, а до тех пор в отношении землевладельцев польского происхождения будет сохраняться status quo ante bellum: положение, существовавшее до начала войны. Но ведь на Правобережье большинство помещиков были поляками, и крестьяне разделили между собой их имения еще в 1917—1918 годах! Забегая вперед, скажем: восстановление этого status quo ante bellum польские войска в Украине не «доверили» правительству УНР, а осуществляли его сами, порой совершенно варварскими методами. Например, князь Сангушко, возвратившийся в свое имение на западном Подолье в сопровождении польских жолнеров, заставил всех жителей села восемь часов стоять перед ним на коленях, а каждого, кто не встал на колени или поднялся без разрешения пана, солдаты «союзников» безжалостно убивали» .
    25 апреля 1920 года польская армия и петлюровские войска перешли в наступление по всему украинскому фронту, а уже 6 мая практически без сопротивления Красная Армия оставила Киев. Девятого мая генерал Эдвард Рыдз-Смиглы принимал на Крещатике «парад победителей-освободителей». Поляки так и не позволили Директории въехать в Киев и всячески тянули с передачей власти украинской администрации на освобожденных от большевиков территориях. Польские генералы относились к своим украинским союзникам, скажем мягко, не самым лучшим образом. «Игнорирование элементарных прав независимости Украинского государства, попрание его юридических актов, языка, правительственных институтов; ненужные, ничем не обоснованные лишения военных и гражданских защитников этого государства, бесстыдный захват и присвоение государственного имущества, которое стоит миллиарды рублей, — все это может вызвать и вызывает справедливое возмущение», — писал Петлюра в меморандуме Пилсудскому . Каким в результате всего был авторитет Петлюры?
    Уже 26 мая 1920 года Красная Армия перешла в контрнаступление сначала в Украине, потом в Белоруссии. 18 октября варшавский сейм заключил перемирие с Москвой, а 18 марта 1921 года — и мирный договор в Риге. Какое же значение в это время имела листовка Петлюры против погромов?
    Приговор парижского суда по делу Шварцбарда был настолько обоснованным, что до сих пор никто не пытался его опровергнуть. Во многих странах изучают материалы этого процесса, но в независимой Украине они даже не изданы. Однако без их всестороннего обсуждения и анализа любая дискуссия по проблемам отношения Петлюры к еврейскому вопросу будет неполноценной.
    Член Президиума Антифашистского
    комитета Украины, канд. полит. наук
    А.Я.Найман

  • Oleksandr Naiman:

    Телеграмма Петлюры атаману Семесенко
    накануне Проскуровской резни
    Секретно и очень важно.
    Всё указывает на большевистcкое
    восстание части еврейского населения.
    Подавить беспощадно силою оружия,
    чтобы ни одна еврейская рука не поднялась
    в Подолии против возрождающейся Украины.
    Главный Отаман
    http://oles-maasliouk.livejournal.com/38855.html

    В июне 2009 года противники антифашистской деятельности Коминтерна, решили нанести ущерб светлой памяти об этой международной организации. Понимая, что жители ул.Коминтерна их не поддержат, малограмотные петлюрофилы из Киевсовета прибегли к нарушению собственного решения от 29.04.2004 «О порядке наименования объектов городского подчинения, памяти выдающихся деятелей и событий, установлении памятных знаков в г.Киеве». Ведь в этом решении указано, что эти наименования принимаются только по результатам опроса общественного мнения. Авторы переименования ул. Коминтерна в ул.Петлюры не учли горькой иронии свого нововведения. Ведь имено по этой улице Петлюра с остатками войска Директории бежал из Киева под напором Богунского полка, которым командовал Николай Щорс. Теперь Николай Александрович с высоты постамента видит неказистость очередного ляпсуса Киевсовета. А для освещения глубины этого ляпсуса вспомним некоторые страницы нашей истории.

  • Oleksandr Naiman:

    ЗВЕРНЕННЯ

    Ми, учасники пікету на честь взяття міста Київ Першою українською радянською дивізією, шануючи подвиг Богунського полку, яким командував Микола Щорс, маємо відповісти на запитання: чи все нами зроблено для того, щоб нащадки богунців пишалися столицею України?
    Відзначаючи численні здобутки у розбудові господарства, науки і культури Києва, із сумом зазначаємо, що певні невігласи, нехтуючи історією України, вирішили увічнити ім’я відомого антигероя Симона Петлюри. Останній зганьбив свою роль в історії не тільки причетністю до погромів, 40 відсотків яких скоєно отаманами Директорії, що її очолював Петлюра. Не менш ганебною була його роль у передачі Західної України до складу Польщі та участь у польській агресії проти України.
    Невігласи-петлюрофіли (див. статтю «Петлюрофіля як різновид українофобії» у журналі «Архіви України», №5, 2011), розуміючи, що жителі вул..Комінтерна їх не підтримають, вдалися до порушення рішення Київради від 29.04.2004 «Про порядок найменування об’єктів міського підпорядкування, вшанування пам’яті видатних діячів і подій, встановлення пам’ятних знаків у м.Києві». Адже у цьому рішенні зазначено, що ці найменування приймаються за результатами опитування громадської думки.
    Рішення про найменування вул..Петлюри приймалося з використанням ще однієї фальсифікації начебто воно обумовлено Указом Президента України. Проте, в цьому Указі «Про увічнення пам’яті видатних діячів Української Народної Республіки та Західно-Української Народної Республіки» (16 травня 2005 року N793/2005) сказано: «…розглянути питання щодо… відповідного найменування чи перейменування в установленому порядку вулиць, площ, провулків…». Тобто лише розглянути и все. Враховуючи те, що даний Указ був підписаний В.Ющенком, якого підтримали всього 5% населення, то й ставлення до цього документу має бути відповідним.
    Враховуючи те, що С.Петлюру ніяким чином не можна вважати видатним діячем України та численні порушення при перейменуванні вул..Комінтерна, вважаємо необхідним відмінити рішення про перейменуванні вул..Комінтерна.

    Учасники пікету

Leave a Reply for Oleksandr Naiman

*